Климат-контроль включается с трудом: итоги климатического форума СОР29
В конце прошлого года Всемирная метеорологическая организация опубликовала доклад о климатических изменениях за 2023 год. Так, в январе — сентябре средняя температура была на 1,54 °C больше доиндустриального уровня. Одна из двух главных причин роста (наряду с неконтролируемым природным явлением Эль-Ниньо) — повышенная концентрация в атмосфере парниковых газов. Это подтверждает и доклад Global Carbon Budget за 2024 год: выбросы CО₂ увеличились на 0,8 %, до рекордных 37,4 млрд т.
Эта тема стала главной на прошедшем в конце ноября международном саммите СОР29 в Азербайджане. О главных достижениях климатического форума «СР» рассказала член экспертного совета компании «МЕНА бизнес консалтинг групп», старший менеджер проектного центра по энергопереходу и ESG Сколтеха Екатерина Грушевенко.
Дискуссионная статья
Главным итогом СОР29 считают принятие шестой статьи Парижского соглашения, чего не удавалось сделать с 2015 года. Прорыв касается разделов 6.2 (определение правил двусторонней торговли углеродом) и 6.4 (становление централизованного глобального рынка углерода под надзором ООН).
«Согласование шестой статьи открывает путь к эффективному международному сотрудничеству в сфере климатических мер и финансирования. Внедрение правил для углеродных рынков и двусторонней торговли углеродом может существенно снизить затраты на реализацию национальных климатических планов. Однако, несмотря на важность этих соглашений, их эффективность зависит от качества реализации и приверженности стран к выполнению обязательств», — отмечает Екатерина Грушевенко.
Важным достижением СОР29 она считает и консенсус относительно стандартов для международных углеродных рынков, что позволит странам и отдельным компаниям продавать и покупать квоты на выброс СО2. Эти стандарты позволят сокращать выбросы и стимулировать инвестиции в развивающиеся страны. Но у благой идеи есть и оборотная сторона. «Утверждение новых правил торговли углеродными кредитами вызывает серьезные вопросы и опасения, — добавляет Екатерина Грушевенко. — Решение, позволяющее богатым странам с высоким уровнем выбросов приобретать углеродные офсеты у развивающихся стран, на деле может привести к крайне негативным последствиям». К примеру, компании — лидеры по выбросам СО2 могут сократить финансирование собственных проектов декарбонизации или будут «компенсировать» выбросы программами посадки деревьев и создания объектов возобновляемой энергетики в развивающихся странах.
Следующим шагом должна стать выработка механизмов регулирования выбросов парниковых газов, их учета, а также организации мировой торговли углеродными единицами. В первой половине этого года предстоит создать международный реестр, который будет вестись в Бонне, где находится секретариат Рамочной конвенции ООН об изменении климата.
Атомная повестка
Последние годы площадка Климатической конференции ООН позитивно настроена в отношении атомной отрасли.
Выступая на СОР29, первый заместитель гендиректора «Росатома», директор блока по развитию и международному бизнесу Кирилл Комаров отметил: «Роль атомной энергетики для зеленого энергоперехода продолжает укрепляться как в мире, так и в России. АЭС обеспечивают не только низкоуглеродное энергоснабжение, но и энергетическую безопасность, являясь надежными источниками электроэнергии с прогнозируемой на десятилетия стоимостью киловатт-часа. «Росатом» видит востребованность атомных технологий во многих регионах мира. Все больше стран стремятся внедрять у себя атомную генерацию или расширять ее долю в энергомиксе. Наращивание объемов атомной генерации должно сопровождаться соответствующим развитием производственной базы для обеспечения необходимого объема ключевого оборудования для АЭС большой и малой мощности, подготовкой персонала, а также поддержкой финансового сектора. Все это требует совместных усилий государств и бизнеса».
Рост интереса к атомной энергетике был подтвержден прямо на форуме. Казахстан, Кения, Косово, Сальвадор, Нигерия и Турция присоединились к декларации министров 25 стран, поддержав утроение глобальных атомных мощностей к 2050 году. Эта цель была заявлена еще год назад, на СОР28 в Дубае. Однако столь высокие темпы строительства атомных станций во всем мире потребуют огромных инвестиций, к которым экономики, прежде всего не самых богатых стран, могут оказаться не готовы.
«Финансовые учреждения должны адаптироваться и идти в ногу с требованиями рынка, а спрос на атомную энергетику очевиден. На мероприятиях конференции COP29, посвященных финансированию низкоуглеродных энергетических технологий, я подчеркнул острую необходимость мобилизации капитала для утроения мировых атомных мощностей к 2050 году», — сказал по итогам СОР29 глава Международного агентства по атомной энергии Рафаэль Гросси.
Правда, планы по утроению мощности атомной генерации к 2050 году скорее декларативны. Даже в России, где высоко развита атомная энергетика, в соответствии с принятой в начале года схемой размещения объектов электроэнергетики до 2042 года в ближайшие 18 лет введут в эксплуатацию 38 атомных блоков суммарной мощностью 29,3 ГВт, а доля атома в энергобалансе вырастет с 18,9 до 24 %. То есть с учетом запланированного вывода ряда АЭС из эксплуатации это означает рост в 1,7 раза. Количественный скачок под силу разве что странам-новичкам. Например, в Турции к 2050 году может появиться 12 реакторов суммарной мощностью 20 тыс. МВт.
Ископаемое топливо позиций не сдает
Еще одна важная тенденция СОР29 — постепенный отказ некоторых стран-участниц от радикальных решений в добыче ископаемого топлива. Если на СОР28 был принят итоговый текст декларации с призывом к отказу от ископаемого топлива, то на СОР29 Саудовская Аравия отвергла любые формулировки, касающиеся «конкретных секторов, включая ископаемое топливо», мотивируя это тем, что нефть — дар божий. Конференция не смогла достичь соглашения в вопросах, связанных с нефтью и природным газом, и решение было отложено до COP30, который пройдет в этом году в Бразилии.
Деньги на бочку
Вопрос о том, какие государства и сколько должны выделять на климатическое финансирование, ожидаемо оказался самым дискуссионным. Около 200 стран одобрили сделку по выделению минимум 300 млрд долларов в год бедным государствам на борьбу с изменением климата (было 100 млрд долларов в год). В то же время развивающиеся страны, прежде всего Индия и страны Африки, запрашивали помощь в размере более 1 трлн долларов в год. Так, представители индийской делегации назвали 300 млрд ничтожной суммой, недовольство высказывали представители Сьерра-Леоне, Нигерии, Боливии. Аргентина и вовсе объявила о досрочном отъезде делегации с COP29 по указанию новой администрации под руководством Хавьера Милея. Есть вероятность, что страна выйдет и из Парижского соглашения.
Аргентина смотрит на пример США. 1 июня 2017 года президент Дональд Трамп заявил о прекращении участия в Парижском соглашении по климату. Однако по процедуре фактический выход не мог состояться раньше 4 ноября 2020 года. Следующий президент Джо Байден 20 января 2021 года, в день своей инаугурации, подписал указ о возвращении в Парижское соглашение. 20 января этого года вернувшийся в Белый дом Трамп заявил, что страна все‑таки выйдет из соглашения.
«Конфликт между развитыми и развивающимися странами из-за объема финансирования климатических программ был предсказуемым, — говорит Екатерина Грушевенко. — Обсуждения на конференции привели к призывам увеличить климатическое финансирование до 1,3 трлн долларов в год к 2035 году, но это не стало обязательством. Европейский союз, в свою очередь, призвал другие страны, такие как Южная Корея и Сингапур, активно участвовать в финансировании климатических инициатив, что подчеркивает озабоченность по поводу вклада стран, не относящихся к традиционным донорам».
В то же время на COP29 был официально введен в действие Фонд компенсации потерь и ущерба. Его учредили для помощи странам, серьезно пострадавшим от климатических катастроф, вызванных глобальным потеплением. На сегодняшний день общая обещанная финансовая поддержка фонда составляет 730 млн долларов. Ожидается, что выплаты начнутся уже в этом году. Впрочем, развивающиеся страны утверждают, что для преодоления последствий стихийных бедствий, вызванных климатическими изменениями (лесные пожары, наводнения, цунами и проч.), необходимо не менее 100 млрд долларов в год.
Полина Лион
Директор департамента устойчивого развития, «Росатом»
— Главная проблема для атомной отрасли, что было очень заметно на СОР29, — это то, что на международном уровне атомная энергетика до сих пор не встроена в систему климатического регулирования.
Развитие атомной энергетики как один из инструментов достижения углеродной нейтральности указано в ОНУВ (стратегический план действий, направленных на сокращение выбросов парниковых газов и адаптацию к изменению климата. — «СР») только у 11 стран, в двух из которых, Омане и Гане, АЭС пока нет. И это при том, что сегодня АЭС эксплуатируют 32 страны и порядка 50 стран заявляют о желании создать у себя атомные мощности. Это говорит о том, что атомная энергетика пока не в полной мере задействована в реализации климатической повестки большинства стран — участниц Парижского соглашения.
До сих пор ни в одной стране мира, ни на одном рынке нет методик под атомные климатические проекты — в отличие от проектов возобновляемой энергетики. Так что даже если атомный климатический проект появится, оформить его в разрезе углеродных единиц не получится.
Еще один климатический инструмент, зеленые сертификаты, крайне редко включает атом, опять же в отличие от возобновляемых источников. Зеленые атомные сертификаты есть только в шести странах: России, ОАЭ, Японии, Франции, США и Великобритании.
Учет атомных проектов в национальных таксономиях — одна из наших ключевых задач в рамках участия в международных дискуссиях, посвященных вопросам климата и зеленой тематики.