Русский балет под звуки самбы: зачем «Росатом» спонсирует Школу Большого театра

Единственная зарубежная Школа Большого театра вот уже 25 лет работает в бразильском городе Жоинвиль. Ее выпускники выступают в 27 странах, многие — ​в России. Восемь лет назад региональный центр «Росатома» в Латинской Америке подписал со школой меморандум о сотрудничестве — ​при поддержке центра, например, была организована программа набора детей из фавел Рио-де­-Жанейро.

Обучение в школе бесплатное. Продолжительность профессиональной подготовки — ​восемь лет. Преподают по системе Вагановой — ​основоположницы теории русского классического балета, но бразильские педагоги и артисты привносят в технику танца национальный темперамент и энергию.

Сейчас в школе 250 учеников 9–17 лет. «В 2024 году мы посмотрели более 3 тыс. детей, приняли 41. Конкурс составил около 75 человек на место, — ​рассказывает «СР» Алессандра Роша, специалист по институциональным связям Школы Большого театра в Бразилии. — ​«Росатом» — ​наш партнер с 2018 года. Региональный центр поддерживает ежегодный отбор учеников, празднование годовщины создания школы, некоторые наши проекты. Очень трогательным моментом был кастинг в районе Сидаде-де-­Деуш, печально знаменитой фавеле Город Бога в Рио-де­-Жанейро. Мы взяли двух одаренных ребят. Они получили возможность кардинально изменить свою жизнь и сейчас живут в Жоинвиле».

Сольфеджио — обязательный предмет

За четверть века школа приняла сотни детей из малообеспеченных семей. Энзо Сантос, уже артист профессиональной труппы школы, родился в Витории, столице штата Эспириту­-Санту. «Мы жили очень скромно, на окраине города, в районе с высоким уровнем преступности, — ​вспоминает он. — ​Родители работали. Я и трое моих братьев оставались дома — ​нам тогда было от 6 до 16 лет. Все изменилось, когда нас взял под крыло один социальный проект. Для меня открылись двери в мир танца. В девять лет я получил стипендию и поступил в балетную школу в Витории. Но мои занятия раздражали некоторых ребят из обычной школы. Меня постоянно дразнили, порой даже били».

Под таким напором волей­-неволей откажешься от мечты, но Энзо повезло. Кто-то из преподавателей увидел по телевизору, что объявлен набор в Школу Большого театра. Позвонили маме, помогли оформить заявку. Из Жоинвиля пришел ответ: ждем через три дня. Денег на билеты не было. Близкие и соседи скинулись кто сколько мог, и в октябре 2015 года мальчик приехал на экзамен. Спустя несколько дней вывесили списки поступивших — ​Энзо обошел более 1,5 тыс. претендентов со всей страны. «Я был слишком юн, чтобы по-настоящему осознать масштаб случившегося, — ​признается Энзо. — ​Теперь, оглядываясь назад, понимаю: это был первый шаг к исполнению большой мечты. Я хотел стать великим танцовщиком. Все педагоги школы, и из России, и из Бразилии, преданы своей работе, стремятся передать ученикам не только технику, но и дух балета».

В школе учатся 250 будущих танцовщиков 9–17 лет

Переезд в Жоинвиль дался непросто: адаптация, финансовые сложности. Но Энзо справился. Сейчас он сам помогает детям найти свой путь в искусство: ​проводит, например, мастер-классы классического танца в фавелах Рио-де­-Жанейро. «Это намного больше, чем поиск новых артистов, — ​поясняет он. — ​Да, техника важна, но главное — ​вдохновить детей. Я верю, что искусство способно менять жизни. И когда мы проводим занятия в фавелах, то даем шанс тем, кто был лишен доступа к культуре. Это о том, чтобы не просто научить танцу, а подарить мечту и веру в себя».

Профессиональная труппа школы гастролирует по всей Бразилии и за границей: в России, Италии, Германии, Уругвае, Парагвае, Швейцарии. В этом году запланировано несколько международных туров.

«На фоне подготовки к 250‑летию Большого театра, которое будет отмечаться в 2026 году, наша история приобретает особый смысл, — ​отмечает директор школы Павел Казарян. — ​Когда общее дело захватывает, даже культурные различия превращаются из барьеров в ступеньки, ведущие к цели». Балет, уверен он, не удел избранных, а пространство возможностей для всех, у кого есть талант, трудолюбие и поддержка.

«Мы гордимся тем, что вносим вклад в развитие этой уникальной школы, объединяющей культуры наших стран, — ​говорит директор регионального центра «Росатома» в Латинской Америке Иван Дыбов. — ​Наша поддержка направлена на сохранение высокого уровня преподавания и создание новых возможностей для молодых артистов».

Кстати, к 25‑летию Школы Большого театра в Жоинвиле поставили балет «Лебединое озеро» в редакции Владимира Васильева — ​выдающегося танцовщика, хореографа и патрона школы.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: