Баночные учения: как Олег Высоцкий «спасает» ПАТЭС от воображаемых неприятностей
Пять лет назад, до прихода на работу в «Росэнергоатом», Олег Высоцкий мало что знал о культуре безопасности (КБ). На новой работе в должности четвертого механика службы эксплуатации общесудовых систем ПАТЭС эта тема его увлекла, он стал читать книги, изучать методологию. Интерес заметили и предложили стать уполномоченным по КБ.
Соратник, а не контролер
«Вызвал меня начальник службы и сказал, что я подхожу на позицию уполномоченного в подразделении, — вспоминает Олег Высоцкий. — Дескать, ты умеешь с людьми общаться, слушать их, именно это в первую очередь и требуется. Предложение было неожиданным, но интересным. Я погрузился в работу, стал штудировать технологию коучинга, вникать в вопросы создания атмосферы доверия в коллективе. До сих пор стараюсь открывать для себя что-то новое. Хочу быть полезным коллегам, слушаю их соображения по разным вопросам, пытаюсь помочь в решении проблем».
Когда Олег только осваивался в новой должности, его заинтересовал один из отчетов МАГАТЭ, где говорилось, что около 60 % отказов и аварий на АЭС связано с человеческим фактором. «Человеку свойственно ошибаться, и одна из самых частых причин ошибок — самоуспокоение, — отмечает он. — Чтобы это перебороть, надо отойти от механического восприятия выполняемой работы. Хорошо помогают различные методики, например, STAR (остановись, подумай, сделай, проверь)».
Олег Высоцкий старается настроить на этот лад и коллег. «Хочу, чтобы коллектив видел во мне соратника, а не контролера, — подчеркивает он. — Поэтому стараюсь установить со всеми доверительные отношения. Если возникла ошибка, надо, чтобы она стала источником опыта, извлечения пользы, а не предметом разбирательства и поиска виновного».
Мозговой штурм
Олегу нравится метод мозгового штурма, с его помощью, например, нашли решение по модернизации горячего водоснабжения на ПАТЭС — теперь оно на борту круглосуточно. А после усовершенствования системы фильтрации улучшилось качество воды в плавательном бассейне для персонала. В процессе одного такого штурма возникла еще одна идея. ПАТЭС крепится к причалу огромными трубами — швартовами. По ним проложены шланги для получения пресной воды и перекачки в береговые сооружения нефтесодержащих вод. По этим швартовам приходится передвигаться и работникам. «Недавно ко мне подошел наш моторист и говорит: «Олег Васильевич, неудобно и страшно забираться на эти швартовы, особенно зимой, когда зимняя одежда сковывает движения. К тому же скользко, можно упасть, надо что-то придумать». И мы придумали, — рассказывает Олег Высоцкий. — Я инициировал через своего руководителя разработку проекта и изготовление специальной лесенки-трапа, по которой удобно подниматься и спускаться. Почему специальной? Дело в том, что ПАТЭС в зависимости от приливов и отливов меняет свое положение, а эта лесенка-трап должна быть устойчивой и не мешать движению швартовов».
Уйти от аварии
Практически весь коллектив службы эксплуатации общесудовых систем пришел на ПАТЭС с гражданского или Военно-морского флота, где подход к безопасности иной. Требования по ее обеспечению на неэнергетических объектах описаны в правилах и инструкциях технической эксплуатации. «Для меня самая большая разница между тем, что было там, и тем, что есть здесь, заключается в наличии критического подхода, — отмечает Олег Высоцкий. — Критическое мышление позволяет работать без лишнего стресса, связанного с ликвидацией последствий ошибок. Поневоле задумываешься, почему на флоте, да и на многих других предприятиях вне атомной отрасли не введен принцип КБ. Рядового работника там просто готовят к тому, чтобы не допустить нештатной ситуации, а уж если она произошла, надо с честью с ней справиться. В концерне установка в корне иная — уйти от аварии, сделать ее принципиально невозможной. Я считаю такой подход на порядок эффективнее с точки зрения обеспечения безопасности».
Табуретка как тренажер
В прошлом военно-морской офицер Олег Высоцкий перенес с флота на станцию технологию под названием «баночные учения». Название произошло от слова «баночка», что в переводе с военно-морского означает табуретка. Все участники садятся на стулья (табуретки), ведущий моделирует различные нештатные ситуации, а остальные устно отрабатывают свои действия. Такой своеобразный устный тренажер. Затем обсуждают причины, которые могли бы привести к той или иной ситуации в реальности, формулируют ответы, почему надо было поступить именно так, а не иначе, что стоило предпринять для предупреждения. Отработка навыков проходит активно, без давления, без опаски допустить ошибку. Смысл баночных учений в том, чтобы подсказать коллеге, который работает рядом, оптимальный алгоритм действий. «Такой формат удобен всем, — отмечает уполномоченный. — Он не требует подготовки и организационных мероприятий. Бывает, мы спонтанно в свободное время собираемся и начинаем импровизировать. И уже неоднократно «спасали» ПАТЭС от различных воображаемых неприятностей. Самое важное, я сейчас полностью уверен в своих коллегах. Это настоящие специалисты. Хотелось бы внедрить этот наш метод и в других подразделениях отрасли».
Хорошая привычка
Внимательное отношение к мелочам, воспитанное КБ на работе, вошло у Олега в привычку. Теперь он внедряет принципы КБ не только на работе, но и дома. Дети, например, четко знают, что проезжую часть надо переходить исключительно по пешеходному переходу. «К моему стыду, раньше мы на это не обращали должного внимания, — говорит Олег. — Сейчас, садясь в машину, все в обязательном порядке пристегиваются, даже на заднем сиденье. И это требование касается абсолютно любого человека, попавшего ко мне в автомобиль. Пристегиваемся даже в такси, несмотря на недоумение таксистов, которые начинают рассказывать о своем многолетнем опыте безаварийной езды. Опыт езды — это хорошо, но критический подход никто не отменял».