На Форуме будущих технологий 13–14 февраля в Центре международной торговли в Москве обсуждали возможности и проблемы медицины, в том числе ядерной. Год назад форум был посвящен квантовым технологиям, тогда на стенде «Росатома» президенту России представили ионный квантовый компьютер на 16 кубитах, в этот раз — ​новейшие разработки в области медицинских технологий.

Особый интерес вызвал макет магнитоакустического биопринтера для выращивания трубчатых тканей под действием физических полей и биореактор, где сосуд «учится» работать. Кровеносные сосуды малого диаметра печатаются из клеток пациента, чтобы стать частью организма и развиваться вместе с ним. Это особенно важно в детской трансплантологии. Ученые «Росатома» вырастили сосуд длиной 2 см, план до конца года — ​10‑сантиметровые образцы. Следующий шаг — ​сложные системы сосудов и целые органы: почка, печень и др.

«Предприятия «Росатома» ведут разработки в области аддитивных технологий, радиофармацевтики и квантовых вычислений. Наши разработки призваны вывести здравоохранение на абсолютно новый уровень и достичь совершенно другого качества жизни людей», — ​отметил гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев.

На стенде «Росатома» президент Владимир Путин ознакомился с макетами микроисточников на основе йода‑125, офтальмоаппликаторов на основе рутения‑106 («Росатом» — ​единственный их производитель в России) и стронция‑90 (единственный производитель в мире), компактного генератора рения‑188 ГРЕН‑1 и проч. «Мы разрабатываем инновационные радиофармпрепараты и в ближайшее время наладим производство всего спектра РФП, которые используются в мировой медицинской практике. С этой целью строим в Обнинске Калужской области крупнейший в Европе завод по производству радиофармацевтической продукции», — ​сказал Алексей Лихачев.

Ученые Троицкого института инновационных и термоядерных исследований первыми в стране разработали и зарегистрировали программное обеспечение для моделирования имплантов индивидуальной формы по изображениям, полученным на компьютерной и магнитно-резонансной томографии (КТ и МРТ). Оно сокращает срок изготовления протезов с двух месяцев до семи дней. На поверхности — ​остеотропный антибактериальный слой, благодаря которому организм лучше принимает импланты и пациенты восстанавливаются после операции в два-три раза быстрее.

Владимиру Путину показали работу квантового алгоритма, который позволяет выявлять на рентгене признаки пневмонии на ранних стадиях, и предсерийные образцы лазера и электроники для квантовых вычислений, которые тестируются в лабораториях Российского квантового центра.

Помимо уже известного в России и мире генератора монооксида азота «Тианокс», на стенде «Росатома» презентовали «Сангинокс», который подает монооксид азота напрямую в кровь через аппарат искусственного кровообращения. Еще один перспективный экспонат — ​гемодиализный аппарат (искусственная почка). Разработчик «Русатом РДС» надеется получить регистрационное удостоверение в этом году.

Советник гендиректора «Росатома» и сооснователь Российского квантового центра Руслан Юнусов показывает Владимиру Путину, министру здравоохранения Михаилу Мурашко и главе АО «Наука и инновации» Павлу Зайцеву устройства для использования квантовых технологий в медицине
Объединение возможностей

На форуме прошло заседание рабочей группы БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР, ОАЭ, Иран, Египет, Эфиопия) по ядерной медицине. Открывший его первый заместитель гендиректора «Росатома», директор блока по развитию и международному бизнесу Кирилл Комаров отметил, что возможности ядерной медицины растут: совершенствуется оборудование для радионуклидной диагностики, появляются более эффективные радиофармпрепараты для диагностики и терапии. Их применяют не только в онкологии, но и в кардиологии, неврологии и других областях.

Россия, Индия, Китай и ЮАР нарабатывают в исследовательских реакторах широкий спектр изотопов медицинского назначения, а в циклотронах — ​короткоживущие радионуклиды для диагностики. Предполагается, что к 2030 году ядерная медицина существенно разовьется благодаря новым терапевтическим РФП на основе бетаи альфа-излучающих радионуклидов.

Практически все участники рабочей группы говорили о важности кооперации в подготовке кадров, расширении номенклатуры изотопной и радиофармпродукции и сокращении сроков поставок. Упорядочиванием этой работы и занимается группа.

«Россия, как и другие страны, входящие в экономическое пространство БРИКС, обладает значительным потенциалом в ядерной медицине. Мы уверены, что кооперация стран-партнеров позволит консолидировать усилия для более эффективного внедрения достижений ядерной медицины в практику», — ​подытожил Кирилл Комаров.

Стенд «Росатома» на Форуме будущих технологий
Задачи для России

На сессии, посвященной оборудованию и препаратам для ядерной медицины, участники сконцентрировались на нерешенных задачах. Три основных обозначил замглавы Минздрава Сергей Глаголев. Первая — ​обеспечить в регионах России прослеживаемость и оценку безопасности и эффективности радиофармпрепаратов. Вторая — ​включить РФП в стандарты оказания медицинской помощи и клинические рекомендации, чтобы врачи могли принимать решения, обеспеченные финансированием. Третья — ​улучшить радионуклидную терапию за счет персонализации.

Также важно наладить производство расходных материалов: импортные комплектующие подорожали и не всегда доступны. В этом пригодится реверс-инжиниринг. «Росатом», например, уже работает над изготовлением рентгеновских трубок.

Замглавы Минпромторга Василий Шпак признал, что только после антироссийских санкций участники медицинского рынка объединили усилия и ускорились. Важные задачи в области медтехники — ​выпуск российских аппаратов МРТ и расширение производства РФП. Минпромторг просубсидировал разработку МРТ мощностью 1,5 Тл. Радиофармацевтический завод в Обнинске, о котором говорилось выше, строится по специальному инвестконтракту, заключенному министерством и Научно-исследовательским физико-химическим институтом.

Первый заместитель директора Курчатовского института по науке Юлия Дьякова сделала акцент вот на чем: «Важно подготовить медсестер. Работа с ядерными материалами требует особой ответственности и понимания процессов. В рамках федеральной научно-технической программы у нас создается научно-образовательный центр ядерной медицины».

Замдиректора по реализации федеральных проектов Национального медицинского исследовательского центра онкологии им. Блохина Тигран Геворкян сообщил, что ему понадобится продукция «Росатома» для клинических исследований препаратов бор-нейтронзахватной терапии.

По мнению ведущего научного сотрудника Национального медицинского исследовательского центра кардиологии им. Чазова (НМИЦК) Алексея Аншелеса, актуальнее всего сейчас новые РФП: «Если представить ядерную кардиологию как дом, то у него есть фундамент и одна стена. Нет крыши — ​перспективных препаратов, например для выявления нестабильных бляшек. Мы совместно с «Росатомом» разрабатываем такой препарат. Стены — ​методы оценки воспаления, инфекций, жизнеспособности миокарда. За рубежом это уже прописано в клинических рекомендациях, а в России пациент может пройти такие исследования только в двух федеральных центрах. Ну а фундамент — ​это доступность рутинных исследований». Сделать их, по словам Алексея Аншелеса, можно только в городах-миллионниках, но, как ни парадоксально, диагностические мощности не загружены: исследования по ОМС в НМИЦК — ​30 % того, что центр может выполнять. «Такое финансовое планирование — ​трещина в фундаменте», — ​посетовал Алексей Аншелес.

Замдиректора по научной работе Российского научного центра радиологии и хирургических технологий им. Гранова, президент Российского общества ядерной медицины Андрей Станжевский считает, что назрела необходимость терминологической унификации, стандартизации методик на основе клинической практики, создания национальных центров ядерной медицины. Он уверен, что для решения насущных проблем ядерной медицины нужна междисциплинарная интеграция. И «Росатом» с помощью Российского общества ядерной медицины может стать интегратором производителей, ученых и медиков.

Игорь Обрубов
Гендиректор дивизиона «Технологии здоровья»

— Пришло время для прорыва в ядерной медицине, а для этого нужно объединить наши усилия в науке, медицине, подготовке медперсонала, создании инфраструктуры, препаратов и оборудования. Этот тезис прозвучал на заседании рабочей группы БРИКС. Сегодня кардиологи подняли вопрос о подготовке врачей, которые подбирают препараты, определяют методики лечения. Сообщество пока маловато, и представители всех стран БРИКС предлагали объединиться для обмена научной базой. Это колоссальная проблема не только в России, но и в мире. Каждый специалист на вес золота. У нас есть талантливые врачи, есть разработки мирового уровня, есть научные коллективы. Осталось, чтобы все это попало в практическую зону и дошло до пациентов.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: