На всех паротурбинах: в контур «Росатома» вошел завод «Киров-Энергомаш»
Сегодня в цехах этого питерского завода, заложенных еще 110 лет назад, производят паротурбинные установки для атомных ледоколов. Приобретение предприятия решит проблему со стоимостью и сроками поставок оборудования для атомоходов и плавучих энергоблоков, которые не всегда выдерживали сторонние подрядчики, отмечают в госкорпорации. Мы решили вспомнить историю легендарного завода со времен Крымской войны до наших дней.
Путиловская эра
В 1854 году, во время Крымской войны и угроз Петербургу от английского флота, чиновник морского ведомства, инженер и предприниматель Николай Путилов предложил создать флотилию канонерок — легких боевых судов, способных действовать в мелком Финском заливе. Для этого в 1868 году он выкупил убыточный Санкт-Петербургский чугунолитейный завод и превратил его в первоклассное металлургическое предприятие, выпускавшее оружие, рельсы, боеприпасы.
Производство паровых турбин на нем началось в начале XX века, когда этот тип двигателя стал основным на военных кораблях. На Путиловском заводе для нового производства в 1913 году были построены башенная мастерская (ныне цех МХ‑18) и турбинная мастерская (цех МХ‑8). Сегодня оба этих цеха — основа завода «Киров-Энергомаш». В турбинной мастерской с 1913 по 1918 год были построены 18 прямодействующих турбин системы Парсонса для эсминцев типа «Новик» и легких крейсеров типа «Адмирал Бутаков».
Эпоха переименований
С масштабных стачек на Путиловском заводе начались две русские революции: 1905 года и февральская 1917‑го. После окончания Гражданской войны завод переименовали в «Красный Путиловец». В 1926 году там был создан первый отечественный главный турбозубчатый агрегат (ГТЗА) мощностью 3750 л. с. В цехе МХ‑8 строили турбины для эскадренных миноносцев типа «Ленинград». Три ГТЗА, установленных на этом корабле, обеспечили ему рекордную по тем временам скорость в 43 узла. Производство турбин в цехе МХ‑18 было налажено в 1930 году — до этого цех был паровозосборочным. До 1941 года турбинный цех верфи МХ‑8 выпускал турбоагрегаты для эсминцев и сторожевых кораблей. В декабре 1934 года, через 16 дней после убийства Сергея Кирова, по «многочисленным просьбам трудящихся» предприятие было переименовано в Кировский завод.
После войны
В 1945 году началось восстановление турбинных цехов МХ‑8 и МХ‑18 на базе станков, полученных из Германии. В 1952 году предприятию поручают новый проект — создание ГТЗА для первой атомной подводной лодки «Ленинский комсомол». Установку разрабатывали и испытывали в обстановке невероятной секретности. За основу взяли модернизированную модель ГТЗА ТВ‑9, применявшуюся для надводных сторожевых кораблей. 4 июля 1958 года начались ходовые испытания «Ленинского комсомола». Академик Анатолий Александров, находившийся на пульте управления главной энергетической установки корабля, сделал историческую запись в вахтенном журнале: «Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар».
Параллельно с этими работами в 1954–1955 годы конструкторы Кировского завода проектировали ГТЗА для главных турбогенераторов первого в мире атомного ледокола «Ленин». Испытания проводились в 1957 году на специально построенном стенде в цехе МХ‑8. Сегодня работу этих ГТЗА демонстрируют на ледоколе-музее «Ленин» в порту Мурманска.
10 лет с атомным флотом
В 1992 году Кировский завод сменил форму собственности. Руководство нового ООО выделило отдельные производства в дочерние компании. На базе цехов турбинного производства в 1995 году появляется «Киров-Энергомаш». В 1990–2000 годы завод изготавливал запасные части и инструменты для ВМФ, газоперекачивающее оборудование, оборудование для систем газоснабжения и энергетической отрасли.
С 2013 года он возвращается к производству турбин для атомного флота. На нем проектируют, выпускают и испытывают паротурбинные установки (ПТУ) для атомных ледоколов проекта 22220. Для их испытаний модернизирован единственный в России испытательный стенд для судовых и корабельных турбин мощностью до 75 МВт. В частности, на нем испытывали паротурбинные установки для трех уже действующих ледоколов: «Арктики», «Сибири» и «Урала». Сейчас на заводе изготавливают турбоагрегаты для третьего и четвертого ледоколов проекта 22220 — «Камчатки» и «Якутии».
СПРАВКА
Паротурбинная установка преобразует энергию пара в кинетическую энергию турбины, чем обеспечивает движение судна. Элементы ПТУ: паровой котел, главная паровая турбина, главный конденсатор, главная зубчатая передача. Вал вместе с турбинным диском образуют важнейшую часть турбины — ротор. Совокупность этих элементов (без парового котла) составляет главный турбозубчатый агрегат (ГТЗА).