После войны НИИЭФА работал круглосуточно и без выходных: к 120-летию Дмитрия Ефремова
С 1961 года Научно-исследовательский институт электрофизической аппаратуры (НИИЭФА) носит имя Дмитрия Ефремова. 19 октября исполнилось 120 лет со дня его рождения. Как инженер-электрик стал участником атомного проекта, какой вклад внес в создание первой атомной бомбы и первого в Европе циклотрона и о чем писал в стихах Курчатову — читайте в нашем материале.
Политех, Юденич, шарашка
Дмитрий Ефремов — коренной петербуржец. В 1918 году будущий главный электротехник атомной отрасли окончил гимназию с медалью и поступил на электромеханическое отделение Петроградского политехнического института. Чтобы оплачивать учебу, работал на строительстве железнодорожных линий: сначала Петроград — Рыбинск, затем Александров Гай — Эмба. В 1919 году, в дни наступления генерала Юденича на Петроград, Ефремов ушел добровольцем в Красную Армию. В 1921 году вернулся на студенческую скамью и в июне 1924-го окончил Политех. В том же году устроился на ленинградский завод «Электросила». Там проявился его талант организатора. Вскоре Ефремов стал руководителем электромашинной лаборатории. В 33 года возглавил конструкторский отдел завода.
Дмитрий Ефремов прославился как новатор: он внедрил передовые и точные методики электрического, теплового и прочностного расчета, ратовал за использование новейших материалов и технологий, инициировал строительство на «Электросиле» лабораторного корпуса. В начале 1930-х Ефремова стали привлекать к решению общеотраслевых задач: он руководил закупкой в Германии и США оборудования для оснащения Магнитогорского металлургического комбината и других новостроек тяжелой индустрии СССР, готовил предложения для правительства по развитию электромашиностроения.
В 1938 году Ефремов попал под репрессии, но даже в заключении руководил работами в одной из шарашек — так называли НИИ и КБ тюремного типа, подчиненные НКВД, в которых работали осужденные ученые, инженеры и техники. В 1941 году ученого реабилитировали, он вернулся на завод, стал профессором кафедры электрических машин в Ленинградском политехническом институте. В предвоенные годы написал ряд научных статей и несколько книг по теории и практике электромашиностроения.
Начало НИИЭФА
Великая Отечественная война резко изменила жизнь Дмитрия Ефремова. Его назначают главным инженером «Электросилы». Территория завода становится прифронтовой зоной. Евгений Комар, назначенный в 1943 году главным конструктором завода, вспоминал, как однажды на завод сбросили 250 тяжелых фугасных зарядов, разрушив несколько корпусов. Несмотря на блокаду, обстрелы и эвакуацию основных цехов, завод возвращал в строй поврежденную боевую технику и выполнял заказы фронта. К победному 1945-му «Электросила» восстановила довоенный производственно-технический потенциал и начала его наращивать, превращаясь в один из центров мирового электромашиностроения.
В том же году Дмитрий Ефремов стал участником атомного проекта. 27 декабря 1945 года выходит постановление Совнаркома об организации при «Электросиле» особого конструкторского бюро по проектированию электромагнитных преобразователей (масс-сепараторов для разделения изотопов урана и циклотронов). Начальником ОКБ назначили Ефремова. Позже, в 1954 году, ОКБ из «Электросилы» переехало в поселок Металлострой, в здание, построенное по настоянию Ефремова. В 1960 году бюро переименовали в НИИЭФА.
Ветераны вспоминают, что в послевоенные годы ОКБ работало круглосуточно и без выходных. Смены длились по 12–16 часов, но никто не жаловался, все были полны энтузиазма. Ежедневно проводились планерки, на которых руководство молниеносно решало проблемы.
Экспериментальная отработка макетов и испытания масс-сепараторов, спроектированных под руководством Ефремова, позволили уже в 1950 году начать монтаж крупнейшей разделительной установки ОКБ — промышленного электромагнитного сепаратора СУ‑20. Происходило это на Урале, в Свердловске‑45 (сейчас — город Лесной), с СУ‑20 началась история комбината «Электрохимприбор».
В сутки установка производила 150 г урана‑235. Первая урановая бомба была испытана в 1951 году. В 1953 году на СУ‑20 наработали необходимое количество лития‑6 для испытаний первой в мире водородной бомбы. На этом же сепараторе было организовано производство изотопов 44 химических элементов для научных и прикладных целей.
Дорогая Борода
В 1959 году в поздравлении Курчатову Ефремов писал: «Вот за эту неуемность, за азарт и за подъемность я люблю тебя всегда, дорогая Борода!» Много лет они были друзьями, познакомились еще в 1930-е, когда на «Электросиле» разрабатывали основное оборудование — электромагнит, вакуумную камеру, системы питания и диагностики — для первого в Европе циклотрона. Его запустили в 1937 году в Радиевом институте.
Циклотронное направление стало одним из основных в НИИЭФА. Разработанные под руководством Ефремова ускорители до сих пор используют по всему миру.
Работа без перерывов
В конце 1940-х — 1950-е Дмитрий Ефремов занимает руководящие должности в Министерстве электротехнической промышленности и Главном управлении по использованию атомной энергии СССР. Он работает над техническим переоснащением существующих и созданием новых производств и конструкторских бюро. При этом остается директором ОКБ, будущего НИИЭФА.
«Режим работы Ефремова был крайне тяжелым, — рассказывал Евгений Комар, его преемник на посту директора НИИЭФА. — Другие руководители появлялись в министерстве около часа дня, делали перерыв вечером и работали до пяти часов утра. Ефремов же являлся на работу утром и не пользовался перерывом. Этот нечеловеческий график работы не мог не отразиться на его здоровье». Дмитрий Ефремов умер 27 ноября 1960 года.
Руководство страны высоко ценило его труд: ученый был удостоен званий лауреата Ленинской и четырех Государственных премий СССР, трижды награжден орденом Ленина и многими другими орденами и медалями. Сегодня сотрудникам, внесшим заметный вклад в развитие НИИЭФА, вручают медаль «Дмитрий Васильевич Ефремов».