65 лет со страной: «Петрозаводскмаш» празднует юбилей

В СССР карельские машиностроители производили крупнотоннажное оборудование для бумажной промышленности, во времена перестройки переключились на оснащение нефтехимии и малой энергетики, а с 2010‑го освоили выпуск критически важной продукции для атомной отрасли. Мы проследили трудовой путь тяжеловеса.

Работа с бумагами

В начале 1960‑х целлюлозно-­бумажная промышленность СССР критически зависела от поставок иностранных станков. Правительство страны поставило задачу: за 10 лет нарастить долю отечественных машин в отрасли с 10–15 до 60–65 %. Для этого в рекордные сроки построили Петрозаводский завод бумагоделательного машиностроения. На предприятии начали выпускать первый в СССР цепной дефибрер массой свыше 120 т, производящий древесную массу — ​основной компонент газетной бумаги. В 1966 году завод переименовали в «Тяжбуммаш». Его дефибрерами были оснащены крупнейшие производители газетной бумаги — ​Кондопожский, Соликамский и Балахнинский целлюлозно­-бумажные комбинаты. Инженеры и ученые петрозаводского предприятия создавали оборудование для древесно-подготовительных цехов и древесно-массных производств. В 1970‑х завод начал выпускать оборудование для производства конечного продукта — ​бумагоделательные машины.

Перестройка и новое имя

В 1990‑е годы на базе «Тяжбуммаша» создали ЗАО «Петрозаводскмаш». Руководители решили развивать производство оборудования нефтехимической промышленности и малой энергетики, активнее работать на экспорт. В непростые 1990‑е помогли заказы из Китая. В 2000‑е «Петрозаводскмаш» реализовал проект «Шклов» — ​все оборудование для крупнейшего в СНГ завода по выпуску газетной и журнальной бумаги в белорусском Шклове изготовили на петрозаводском предприятии.

На экспорт поставлялось и нефтегазовое оборудование: например, крупногабаритные сварные конструкции портовых терминалов для шведско-финской фирмы «Калмар», комплект деталей лебедок для нефтедобывающего шельфового оборудования для норвежских заказчиков, оборудование для газодобывающего проекта «Сахалин‑1» и проч.

На атомной тяге

В 2010 году «Петрозаводскмаш» стал частью «Росатома». Началась перестройка предприятия под новые задачи и новую продуктовую линейку. Приобретали современное и модернизировали существующее оборудование, перестраивали многие бизнес-процессы, меняли документооборот, систему оплаты труда. Завод встраивался в систему крупной государственной корпорации.

Производство атомной продукции шло постепенно — ​от простых изделий к более сложным. Начинали с изготовления оборудования шахты ревизии, шахты реактора, различных закладных деталей. Затем освоили гидроемкости систем безопасности АЭС — ​аварийного охлаждения и пассивного залива активной зоны. После промышленного внедрения технологии электрошлаковой наплавки приступили к изготовлению узлов главного циркуляционного трубопровода, став первым в России предприятием, которое освоило технологию изготовления бесшовных плакированных труб. Освоили производство коллекторов для парогенераторов, корпусов главных циркуляционных насосов. Все это изделия габаритные, тяжеловесные. Например, масса компенсатора давления в собранном виде составляет 178 т.

Оборудование, изготовленное на «Петрозаводскмаше», уже работает на энергоблоках Нововоронежской АЭС, Ростовской АЭС, Ленинградской АЭС, Курской АЭС, зарубежных атомных станций в Индии, Бангладеш, Турции, Китае. Предприятие загружено заказами на ближайшие годы.


120 га

составляет площадь завода, это примерно 170 футбольных полей


Первый орденоносный

На 65‑летие «Петрозаводскмаш» удостоился высшей награды Республики Карелия — ​ордена «Сампо» за выдающийся вклад в развитие экономики региона и страны. Впервые в истории он вручен не человеку, а предприятию.

Музейный экспонат

В коллекции Государственного Русского музея есть картина «Тяжбуммашевцы». Один из ведущих художников Карелии Фолке Ниеминен написал ее в 1969 году, решив запечатлеть романтику заводской жизни. В поле его зрения попала бригада слесарей-сборщиков механосборочного цеха № 1. Фолке Ниеминен неделями пропадал в цехе, делал наброски, этюды лиц и рук. Наконец, когда композиция была придумана, художник заперся в мастерской. Он почти не выходил из нее два с половиной месяца, ел и спал там же, пока не закончил работу. Все герои — ​реальные люди. Коллектив бригады насчитывал девять человек, но художник ограничился портретами четырех. В центре он изобразил бригадира Александра Забарина. В 1972 году картину купил Государственный Русский музей.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: