«Слесарь» с атомной бомбой: 65 лет назад запустили истребитель Су‑7Б

65 лет назад, в июне 1960 года, в арсенале Военно-воздушных сил СССР появилась принципиально новая крылатая машина — ​сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су‑7Б конструкции Павла Сухого. При чем тут атомная отрасль? Очень даже при чем.

Одноместный Су‑7Б в разных модификациях на довольно продолжительное время стал главным ядерным ударным комплексом отечественной фронтовой авиации, потеснив в этом качестве своего однокашника — ​сверхзвуковой бомбардировщик Як‑28, не говоря уже о дозвуковом Ил‑28. Всего истребителей-­бомбардировщиков Су‑7Б, Су‑7БМ, Су‑7БМК и Су‑7БКЛ построили 1342 штуки и еще 365 двухместных учебно-тренировочных «спарок» Су‑7У. Боевым машинам в обеспокоенном их появлением блоке НАТО присвоили условное наименование Fitter («Слесарь»), а «спаркам» — ​Moujik («Мужик»). Каких-либо смысловых ассоциаций в названиях искать не следует.

Новая «сушка» и Як‑28 рассматривались в первую очередь как носители тактического ядерного оружия для уничтожения целей в глубине тыла противника. На внешней подвеске Су‑7Б размещалась специальная компактная авиабомба 8У69 (244Н) мощностью 5 кт и массой около 500 кг. На внутрифюзеляжной подвеске Як‑28, как и Ил‑28, — ​гораздо более тяжелая (1,2 тыс. кг) и требующая внешнего обогрева 30‑килотонная бомба «Татьяна» (заряд РДС‑4).

В последующем ядерный арсенал Су‑7Б пополнили спецбомбы РН‑24 и миниатюризированная до 250 кг РН‑28. Их серийно производили на Приборостроительном заводе в Трехгорном. Как отмечается в историческом труде «Слово о Приборостроительном» (1998), наиболее совершенная в этом ряду авиабомба РН‑28 отличалась высокой степенью технологичности, что обеспечило ее большой и устойчивый выпуск. Такт поточной линии сборки этого изделия удалось снизить с первоначальных 6,5 до 3,5 часа.

Су‑7Б был снабжен электромеханическим прибором для бомбометания с кабрирования ПБК‑1, автоматически определяющим момент сброса бомбы. Предусматривался сброс на скорости 1000–1050 км/ч при маневре с резким набором высоты до 3500–4000 м, что позволяло самолету не попасть под ударную волну ядерного взрыва. Су‑7Б применялись в полигонных испытаниях авиационных ядерных боеприпасов.

Простой по устройству, но не самый простой в пилотировании Су‑7Б удостоился среди личного состава ВВС шуток типа «хвост и крылья на трубе — ​это «сушка» семь и «бе». Автор книги «Воздушная война в ракетную эпоху» американец Лон Нордин писал: «Су‑7Б был разработан как средство доставки на сверхзвуковой скорости тактического ядерного оружия и в силу этого обладал скромным боевым радиусом при максимальной нагрузке обычными боеприпасами». Да и максимальная масса боевой нагрузки в последнем случае уступала таковой у ряда западных тактических истребителей. Например, существенно более легкий, чем Су‑7Б и его модификации, американский истребитель-бомбардировщик F‑5A Freedom Fighter поднимал 2812 кг ракетно-бомбовой нагрузки, превосходя в этом даже усовершенствованные модели «сушки» на 312 кг, а исходные — ​на 812 кг. Но значительно уступал в максимальной скорости — ​более чем на 600–700 км/ч.

Однако для европейского (и не только) театра военных действий, где должны были действовать эти «сушки», образно говоря, проламывающие атомными грибами оборону противника перед валом советских танковых армий, радиуса вполне хватало.

Многие западные эксперты отмечали прочность конструкции Су‑7Б, надежность и хорошие летно-тактические характеристики на малых высотах, что было крайне важно для его назначения. Плюс сравнительно невысокую стоимость — ​это сыграло роль при довольно успешном выходе Су‑7Б на международный рынок. В локальных войнах за рубежом Су‑7Б стал настоящим «фронтовиком». Его применяли ВВС Египта, Сирии, Ирака, Алжира, Индии и Афганистана. Коммерческий экспортный вариант Су‑7БМК не имел оборудования для использования в качестве носителя ядерных бомб. Зато летчики Войска польского и Чехословацкой народной армии на своих Су‑7БМ и Су‑7БКЛ этому очень даже учились. Имелась в виду возможность в случае третьей мировой снабдить страны Варшавского договора тактическим ядерным оружием — ​под советским контролем, разумеется.

Передав служебную эстафету своей глубокой модификации с изменяемой стреловидностью крыла Су‑17 (тоже носитель ядерных бомб), ветеран Су‑7Б оставался небольшим числом в боевом строю ВВС СССР до 1989 года. Это, безусловно, была этапная машина, оставившая яркий след в истории отечественной авиации. Как и комплекс ее спецвооружения — ​в истории Минсредмаша.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: