Таланты и стипендии: как подготовить международные научно-технические команды

В отраслевом портфеле заказов — ​39 блоков (включая шесть малой мощности) в 10 странах. Для этих проектов нужны тысячи специалистов. Талантливых и целеустремленных «Росатом» замечает еще в вузе и поддерживает материально. Если молодые лидеры привнесут свои новаторские идеи в работу интернациональных научно-технических команд, в выигрыше окажутся все.

Шанс для магистрантов

Стипендиальная программа «Росатома» для иностранных студентов-магистрантов реализуется второй год в рамках отраслевого проекта «Международное сотрудничество в сфере ядерного образования». Оператор программы — ​Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». Претендовать на стипендию могут учащиеся двадцатки опорных вузов «Росатома» из стран СНГ и Африки. В этом учебном году ежемесячная выплата составляет 20 тыс. рублей. Заявок было 51 (26 из МИФИ) — ​почти вдвое больше, чем в первый сезон. Увеличилось и количество стран: 10 против пяти в прошлом сезоне.

«Процедура простая, — ​рассказывает второкурсник магистратуры Московского физико-технического института Дмитрий Реваев из Казахстана, обучающийся по специальности «телекоммуникационные сети и системы» на направлении «Прикладная математика и физика». — ​На онлайн-платформе надо на русском или английском заполнить анкету, приложить ссылки на публикации, информацию об успехах в предметных олимпиадах. Год назад я тоже подавался, но не прошел. Недавно хорошо выступил на командном студенческом кейс-чемпионате Трубной металлургической компании в рамках форума «Инженерный Олимп». Вероятно, это впечатлило комиссию».

Полтора десятка стипендиатов отбирали в два этапа. В финале 23 студентам предстояло выполнить дополнительное задание и сделать видеопрезентацию решения.

«Я выбрал составление задач и тестов, — ​говорит Олимжон Нарзуллоев из Узбекистана. — ​Еще на бакалавриате филиала МИФИ в Ташкенте я провел для абитуриентов несколько занятий в информцентре «Узатома». Их оценили так высоко, что мои преподаватели-мифисты даже рекомендовали выбрать карьеру в высшей школе. Поэтому, собственно, я и поступил в магистратуру МИФИ в Москве. В прошлом году у меня средний балл недотягивал до нужного по условиям стипендиальной программы. Зато теперь получилось. Я пишу диплом на кафедре автоматики, потом вернусь на родину. Но прежде чем учить студентов, хочу поработать инженером-ядерщиком. В «Узатоме» обещают интересные вакансии».

Вдохновленные Склодовской-Кюри

Пять лет назад Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) учредило стипендию им. Марии Склодовской-Кюри. Каждый год комиссия выбирает около сотни магистранток ядерных и смежных специальностей. В программе участвует 21 страна. Стипендиаткам предлагают стажировку в МАГАТЭ и оплату обучения и жилья. В России, если стипендиатка учится на бюджете и живет в университетском общежитии, «Росатом» в инициативном порядке выплачивает ей 20 тыс. рублей ежемесячно.

В этом году стипендию получили 12 студенток семи российских вузов. Это не только наши соотечественницы. Богаче всех представлена Руанда: три девушки — ​столько же, сколько со всего постсоветского пространства.

Будущий физик-теоретик Кристина Григорян оканчивает магистратуру Физтеха в Долгопрудном, а диплом готовит в Институте теоретической физики им. Ландау РАН в Черноголовке — ​под руководством профессора из Петербурга.

«С технологиями удаленной связи это нетрудно, — ​улыбается Кристина. — ​С 7‑го класса я училась в физико-математической спецшколе им. Шагиняна при Ереванском госуниверситете. Там по-настоящему увлеклась физикой. МИФИ и Физтех в Армении проводят свои олимпиады для школьников, и я решила по квоте Россотрудничества для иностранных граждан поступить в один из этих университетов. Чтобы пощадить нервы родителей, которые поначалу к моим планам отнеслись скептически, сообщила им, когда меня уже приняли в Физтех. Хорошее высшее образование перевесило патриархальные стереотипы, и, раз так сложилось, никто меня уже не отговаривал».

Выпускники бакалавриата Физтех-школы физики и исследований им. Ландау могут поступить в магистратуру, сдав единственный экзамен — ​теорминимум по квантовой механике. Кристина сдала.

«Сначала было сложновато: часов до восьми вечера пары, потом в общежитии готовишься к занятиям, — ​вспоминает она. — ​Но я втянулась. Повезло съездить на полугодовую стажировку в Японию. Звание стипендиатки, полученное накануне защиты диплома, вдохновляет. Склодовская-Кюри — ​легендарная личность, дважды нобелевская лауреатка. Видели коллективные фото знаменитых ученых довоенной эпохи? Среди мужчин в тройках и фраках она единственная женщина!»

«Предвкушаю интересные стажировки»

Путь Анны Зубковой в московскую магистратуру МИФИ был извилистым. После школы в Дустабаде (Ташкентская область, Узбекистан) получила в колледже специальность «компьютерный инжиниринг», поступила в вуз, но по семейным обстоятельствам учиться не смогла и решила подождать открытия филиала МИФИ в Ташкенте.

Четыре года на бакалавриате пролетели как один день. «Наш набор был первым, — ​рассказывает Анна. — ​На первом курсе хватала и тройки, дальше только четверки и пятерки. Занятия у нас вели преподаватели из Москвы. Поэтому, когда поступила в магистратуру, увидела много знакомых лиц. Я заканчиваю обучение по направлению «Ядерная физика и технологии» на кафедре радиационной физики и безопасности атомных технологий. Горжусь получением стипендии им. Склодовской-Кюри и предвкушаю интересные стажировки. Я бы хотела поработать в контуре «Росатома» по темам, связанным с ядерной и радиационной безопасностью, хотя и знаю, что граждан других государств далеко не все предприятия принимают легко и просто. Радует материальный компонент стипендии, деньги точно не будут лишними. Обычная-то стипендия в нашей магистратуре — ​3,7 тыс. рублей».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: