Под грузом ответственности: рассказываем о портовых профессиях

В конце 2023 года транспортная группа FESCO вошла в контур управления «Росатома». Один из ключевых активов компании — Владивостокский морской торговый порт (ВМТП). Мы решили узнать побольше о портовых профессиях. В этом номере расскажем о докере-механизаторе и слесаре-такелажнике.

«Никогда не представлял себя в офисе за компьютером»

Докер — одна из главных профессий в порту. Эти специалисты занимаются погрузочно-разгрузочными операциями. Конечно, сами они не таскают мешки: работа современных докеров предельно механизирована, они управляют кранами, тягачами и ричстакерами — погрузчиками для контейнеров.

«Вернувшись из армии в 2009 году, я пришел в гости к деду, который полжизни проработал во Владивостокском порту,— вспоминает докер 1-го класса Денис Кузнецов.— Дед спросил, не хочу ли я стать докером. А я даже не знал, кто это и чем занимается. Но попробовал, научился, втянулся».

Каждую смену Денис Кузнецов проходит через КПП в свой терминал. Получает задание: груз поставить на тягач, отвезти в указанное место. В этом терминале работают со всеми грузами: зерном, объемными стальными конструкциями, металлом, тяжелой строительной техникой.

«Сегодня поднимаем вагоны и грузим зерно, завтра — контейнеры или металл, а послезавтра может прийти судно с проектным грузом, то есть с оборудованием свыше 100 т. Например, сельхозтехника»,— рассказывает докер.

Управляя погрузчиком, Денис Кузнецов поднимает контейнер и перекладывает его на тягач. Кстати, больше половины докеров в порту умеют обращаться со всеми видами техники и могут заменить друг друга. Водительские права категорий B, С, D и Е они получают в учебном центре порта.

«Никогда не представлял себя в офисе за компьютером. Как только устроился в порт, начал впитывать информацию, слушать наставления бывалых докеров, осваивать технику»,— говорит Денис Кузнецов.

В профессии есть карьерный рост: у докеров четыре класса квалификации, дойдя до 1-го, можно стать бригадиром. По словам Дениса Кузнецова, его карьерный рост до этой должности — вопрос времени. Бригадир — тот же докер, но контролирует работу всего коллектива: распределяет задания между подчиненными, следит за их выполнением. Отдыхают зачастую вместе: после смены ходят в портовый спортзал или в банный комплекс.

«Существует стереотип, что портовые грузчики — грубые и невоспитанные люди. Они тут есть, конечно, как и везде, но в основном меня окружают доброжелательные и отзывчивые коллеги. Это один из весомых плюсов работы — общение с хорошими людьми»,— отмечает Денис Кузнецов.

«Могу назвать себя опытным такелажником»

Работа и жизнь докеров зависит от качества такелажа — так называют все снасти на судне и инструменты в порту. Канаты, стропы, грузоподъемные рамы (металлоконструкции для облегчения обвязки и зацепки грузов) и цепи, даже кувалды — обслуживанием этого обширного хозяйства занимаются слесари-такелажники. Они осматривают, ремонтируют, очищают, смазывают, красят и маркируют оборудование.

«Работа разная,— рассказывает слесарь-такелажник ВМТП Даниил Феофилактов.— Заплетка стальных канатов. Замена стропов на погрузочных рамах. Осмотр такелажа на наличие повреждений или неисправностей — это обычно по утрам. Изготовление или ремонт ручного инструмента. Обслуживание и ремонт бензомоторной техники — бензопилы, воздуходувки, бензокосы».

В порт Даниил Феофилактов устроился в 2017 году. Больше всего нравится работать со стальными канатами. Трудится не только в цехе, но и на причале: например, на подъемном кране нужно срочно переплести конец каната.

«Я могу назвать себя опытным такелажником. Спустя семь лет легко определю грузоподъемность или характеристики почти любого такелажа, не заглядывая в бирки и паспорт,— говорит Даниил Феофилактов.— Мы и запчасти сами изготавливаем, если их нет на складе. Конечно, те, что попроще. А так или ждем поставку, или заказываем у портового мастера».

Сейчас в порту 15 такелажников. В основном они работают в такелажном цехе, где есть участок заплетки стропов, участок ремонта оснастки и участок по обслуживанию бензомоторного оборудования.

«Мало кто за пределами порта знает, что такое такелаж, поэтому не все понимают, чем я тут занимаюсь. С портовыми терминами вообще сложно. Думаю, мало кто из ваших читателей без Google скажет, что такое гузнек и зачем нужна траверса-балансир»,— сказал Даниил Феофилактов.

СЛОВАРЬ

Гузнек (от англ. gooseneck — «гусиная шея») — ниша на одном торце контейнера, предназначенная для крепления седельного устройства полуприцепа.

Траверса-балансир — захватное оборудование для спаренного подъема двумя кранами грузов, превышающих грузоподъемность одного крана.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: