Димитровград расправляет паруса: в атомграде планируют возродить славу местного яхт-клуба
В Димитровграде впервые прошел чемпионат России по парусному спорту в классе яхт «Микро». За победу боролись 28 экипажей и более 100 спортсменов со всей страны. Для города это событие знаковое: и своим высоким статусом, и тем, что это первый шаг к возвращению былой славы — в советское время имена спортсменов димитровградского яхт‑клуба «Нейтрон» гремели на всю страну.
«Нейтрон» принимает гостей
В последнюю пятидневку июня на берегу реки Большой Черемшан было многолюдно и шумно: хлопки надувающихся парусов, крики чаек, возгласы зрителей, команды капитанов экипажей. Акваторию реки заполонили парусники. Они то плавно скользили по водной глади, то метались по ветру, рискуя уронить мачты в волны. Соревнования по парусному спорту в классе яхт «Микро» прошли на базе яхт-клуба «Нейтрон» при поддержке Научно-исследовательского института атомных реакторов (НИИАР, входит в научный дивизион «Росатома»).
«Для города это большое событие, — говорит президент Федерации парусного спорта Ульяновской области Олег Афанасьев. — Первые пять призовых мест давали звания мастеров спорта. Для класса яхт «Микро» в Димитровграде идеальная акватория: нет большой волны. Мы разбили экипажи на три дивизиона: в «Прото» соревновались самые быстрые спортивные лодки, в «Круизере» — стандартные яхты заводского исполнения, а в «Национальном дивизионе» — парусники, выпущенные до 2000 года. По современным техническим характеристикам эти суда в класс не проходят, но экипажи сильные, поэтому мы ввели для них отдельный зачет».
Суда класса «Микро» — компактные, их длина не больше 5,5 м, а вес не превышает 460 кг. Управляют ими два-три человека. За счет того, что микропарусники можно хранить в гараже и перевозить на прицепе обычной легковушки, эти крейсерские швертботы стали популярными во всем мире.
Организаторы чемпионата в Димитровграде, выбирая этот класс яхт, рассчитывали привлечь максимум участников — и не прогадали. На соревнования приехали яхтсмены из Московской, Омской, Липецкой, Тюменской, Свердловской, Челябинской и Ульяновской областей. В числе борющихся за звание лучших были 19 мастеров спорта и двое яхтсменов международного класса.
Шахматы на воде
Инженер отделения радиохимических технологий НИИАР Михаил Дмитриев одновременно и организатор, и участник чемпионата. Он яхтсмен с почти 20-летним стажем. В 2006 году друзья пригласили его в яхт-клуб «Нейтрон» покататься на лодке и открыли для него новый дивный мир.
«Я сразу заболел этим видом спорта, — говорит Михаил Дмитриев. — Во время регаты чувствую себя бесконечно свободным. Это спорт для умных, его называют «шахматами на воде». Надо быстро соображать, продумывать комбинации, какую веревку на парусе потянуть, на какую часть борта пересесть, чтобы не вывернуться, когда борт яхты ложится на воду, куда выруливать. А параллельно надо успевать следить за всеми действиями команды».
Несколько лет Михаил Дмитриев учился на чужих лодках. Это распространенная практика, когда у спортсмена нет собственного судна, а у владельца какой-то яхты нет постоянного экипажа, они друг друга выручают. Первое время атомщик был матросом, но со временем дорос до капитана.
«Любой член экипажа важен, — убежден Михаил Дмитриев. — Рулевой отруливает волну, угадывает момент, когда повернуть, питман настраивает паруса, шкотовый держит равновесие судна. Все это тяжелые нагрузки. Яхтсмены, которые гоняют профессионально, часто нанимают на некоторые судовые роли спортсменов из других видов спорта. Например, велосипедистов или гребцов, они здорово крутят лебедки: одни ногами, другие руками. А мы сами справляемся. Перед последними соревнованиями неделю тренировались, чтобы сработаться. Итогом этого чемпионата я доволен, моя лодка пришла второй в «Национальном дивизионе».
Собственную яхту Михаил Дмитриев купил пять лет назад. По парусным меркам его «Мираж» старичок — 1994 года выпуска. Но старичок бодрый и резвый. Хозяин за ним хорошо ухаживает — например, недавно пошил новые паруса: «По регламенту у судов класса «Микро» площадь основных парусов не должна превышать 18,5 м², столько же метров отводится и на все дополнительные паруса. А вот их форма — личное дело судовладельца. Как мы только не изощряемся с ней! Я люблю паруса в форме крыльев, они быстрее по курсу идут».
28 экипажей и более 100 спортсменов
соревновались на чемпионате России в классе яхт «Микро»
Главным болельщиком Михаила Дмитриева на соревнованиях был сын, 11-летний Игнат. Он матрос бывалый, под парусом ходит с детства. «Я на регате бывал много раз, — говорит парень. — Последний раз — две недели назад у нас в Димитровграде. Я не боюсь, даже когда дует сильный ветер. Держу веревки, которые папа велит держать. Иногда он дает мне порулить. Это непросто, можно завернуть не туда и уйти с курса или даже зачерпнуть воды через борт. Мечтаю стать чемпионом в этом виде спорта, самым лучшим яхтсменом. Для начала в Димитровграде».
Спасибо Адмиралу
Дорогу в парусный спорт большинству димитровградских участников чемпионата дал яхт-клуб «Нейтрон». Сотрудники института основали его в 1970-е. Следовали общему тренду Ульяновской области, где парусный спорт был в моде. Парусная секция для детей и подростков в клубе много лет была заполнена под завязку. Взрослые атомщики также активно осваивали этот вид спорта. Но в конце 1990-х настали тяжелые времена, многие волжские яхт-клубы перестали существовать. «Нейтрон» в числе немногих выжил благодаря усилиям неравнодушных людей.
«В нашем случае это был Адмирал, так мы называем Владимира Логинова, — говорит ведущий инженер отделения реакторного материаловедения НИИАР Андрей Кучковский. — Он пришел в клуб мальчишкой, а со временем стал крутым яхтсменом. Он и сейчас ходит под парусом, в свои 78 лет молодых может загонять. Благодаря Владимиру Дмитриевичу наш клуб сохранился. Он талантливый инженер и уважаемый человек, к нему все прислушиваются в институте. Клуб, река, паруса и мы — вся его жизнь».
Андрей Кучковский пришел в парусный спорт в 50 лет. Начал работать в НИИАР и случайно узнал, что его коллега занимается яхтингом.
«Хотя я родился и вырос в Узбекистане, среди барханов и гор, с детства мечтал о волнах и парусах, — говорит Андрей Кучковский. — В школе занимался судомоделированием, о парусниках знал все — и даже больше. В конце перестройки жизнь забросила меня в Димитровград. Когда выяснилось, что мой мастер Женя Алексашин яхтсмен, я попросил его привести меня в клуб. Оказавшись там, поразился, что костяк «Нейтрона» составляют мужчины 70–80 лет, пришедшие в него еще пацанами. Они все мои учителя. А самый главный из них — Саша Горячев. Он работал в институте старшим научным сотрудником и был классным яхтсменом, всему меня научил. Александр Валентинович болел парусниками, много ездил по всему миру, подсматривал всякие технические штучки и учил меня делать реплики. Когда он умер четыре года назад, я будто осиротел».
Первая яхта Андрея Кучковского называлась «Финн», поскольку была спроектирована в Финляндии. Ее атомщику выделили в яхт-клубе. Судно было стареньким, нуждалось в ремонте и уходе. Андрей Кучковский восстановил лодку и начал ходить под парусом. Первые годы в роли шкотового — матроса, которому доверяют работу на шкотах и лебедках. Потом купил в Пскове собственную лодку и стал рулевым. Говорит, что его «Велес» — продолжение его тела, ни больше ни меньше.
«Моя лодка самодельная, ее сделали частные судостроители, отец и сын, — рассказывает Андрей Кучковский. — За основу взяли заводскую матрицу. Погоняли на ней год и продали мне. Когда я ее покупал, уже началась мода на большие килевые лодки. Красивые, комфортные. Но я не поддался трендам, остался верен своему классу. Первое имя лодки — «Елена», а я ее переименовал в «Велеса» после того, как полностью перестроил. Шверт, то есть выдвижной плавник, препятствующий сносу судна под ветер, был чечевицеобразный, а я придал ему аэродинамическую форму, сам спроектировал руль, переделал мачту и всю ее оснастку. А еще добавил бушприт — это единственная мачта на парусном судне, расположенная почти горизонтально, ее крепят на нос парусника, чтобы улучшить его маневренность. Хотя в нашем классе он и запрещен».
«Сюрприз» для счастья
Вячеслав Романов — оператор реакторной установки ВК-50 и капитан экипажа «Сюрприз», занимается парусным спортом уже 40 лет. Начал в 19, когда отчим привел его в яхт-клуб. Пока слушал теорию, зевал от скуки. Но когда дошло дело до практики, пришел в восторг. Он тогда жил в Ульяновске, поэтому начинал учиться корабельному делу на средних и крупных спортивных яхтах. Это сложнее, но и престижнее. Постоянно участвовал в соревнованиях. После переезда в Димитровград пересел на яхты класса «Микро».
«Парусный спорт покоряет, раз попробовал — влюбился на всю жизнь, — говорит Вячеслав Романов. — Когда идешь по реке, испытываешь острый приступ счастья. Паруса работают, яхта скользит, красота. Это такой релакс — все проблемы остаются за бортом. Главный плюс этого вида спорта в том, что им может заняться любой человек, в любом возрасте».
Первую яхту «Сюрприз» Вячеслав Романов купил пять лет назад. Гоняет на ней по акватории Куйбышевского водохранилища от Тольятти до Казани.
«Мой «Сюрприз» не простаивает — я часто хожу на регаты, в походы, участвую в гонках, — делится Вячеслав Романов. — Мой экипаж — друг и жена. Случались и опасные ситуации. Как-то во время ночного перехода из Димитровграда в Сенгилей был сильный попутный ветер. Микрояхты не приспособлены к большим ветрам и волнам, можно опрокинуться. Многое зависит от искусности экипажа, от его умения правильно реагировать на каждый порыв ветра. Мы тогда почти легли на бок, но вырулили. Убрали паруса, включили мотор и добрались до места назначения. Всегда возим с собой спасательные жилеты и круги».
У Вячеслава Романова подрастают два внука и внучка, они знакомы с парусниками с пеленок. Особенно старший, Якуб. Он живет в Димитровграде и часто составляет деду компанию на регате.
Детство на яхте
«Нашей задачей было показать городу, институту и «Росатому», что в Димитровграде прекрасные условия для развития парусного спорта, — говорит Олег Афанасьев. — И во многих других городах-спутниках АЭС, кстати, тоже. Такой красивый вид спорта можно сделать корпоративным. Что касается Димитровграда, я убежден, что парусному спорту здесь необходима свежая кровь. Нужна детская секция. В Ульяновске мы открыли уже две и видим, как ситуация меняется на глазах, растет новое поколение замечательных спортсменов. Их уже около 50 человек. Теперь наша задача — открыть третью секцию в Димитровграде».
Член правления яхт-клуба «Нейтрон» Леонид Селиверстов разделяет позицию президента Федерации парусного спорта Ульяновской области. Он застал «Нейтрон» в его лучшие времена. Пришел в секцию младшеклассником в 1974 году, и на целых 10 лет парусники стали смыслом его жизни. Служба в армии отвлекла от спортивной карьеры. После демобилизации о парусах Леонид Селиверстов не вспоминал почти 20 лет, пока в начале 2000-х его не пригласили поучаствовать в регате на кубок Волги. Так он снова вернулся в парусный спорт. В 2005 году купил микрояхту «Сильва» и уже 20-й сезон покоряет на ней волны. На чемпионате России в «Национальном дивизионе» экипаж «Сильвы» занял первое место.