Звездный путь

У каждого свой трудовой путь. Кто-то ищет призвание всю жизнь, кто-то находит после нескольких попыток, а кто-то понимает, чем будет заниматься, еще в детстве. К таким счастливчикам можно отнести Геннадия Ионова, который всегда знал, что главное для него – астрономия.

«Еще ребенком я задавался вопросами, что такое звезды, есть ли другие солнца, кроме нашего. Многое узнал из телеуроков «Астрономия», когда мне было семь лет», — воспоминает Геннадий Ионов. Помимо средней школы он учился в Заочной астрономической школе, задания получал по почте. Как одного из лучших учеников, его направили в Специальную астрофизическую обсерваторию в Карачаево-Черкессии, оснащенную Большим телескопом альт-азимутальным (тогда крупнейший из оптических в мире) и радиотелескопом РАТАН-600.
Будущим астрономам устраивали экскурсии, лекции им читали ведущие ученые. Однако главным своим учителем, сформировавшим исследовательский интерес, Геннадий Ионов считает своего школьного физика и математика Валентину Коваль: «Она для меня образец педагога. Валентина Ивановна своими задачками так направляла мысль, что я сам формулировал теоремы, а уже потом обнаруживал их в учебнике».
После школы была кафедра астрофизики в Челябинском государственном университете. Вы спросите, причем тут «Росатом»? Первое и единственное рабочее место Геннадия Ионова – РФЯЦ-ВНИИТФ. В снежинский ядерный центр он пришел сразу после вуза по приглашению ведущего научного сотрудника института Геннадия Синько. «Поначалу мы занимались первопринципными расчетами, позже я перешел в отдел молекулярной динамики, где до сих пор с удовольствием работаю».
Молекулярная динамика может моделировать движение звезд в галактиках, наблюдать за которыми – одно из увлечений Геннадия Ионова: «Как только небо становится кристально чистым — к сожалению, такое у нас бывает только несколько раз в году, — я наслаждаюсь его видом и фотографирую звезды. Для этого даже купил 6-дюймовый телескоп и две фотокамеры».
15 февраля 2013 года в небе над Челябинской областью пронесся болид. Геннадий Ионов и еще несколько специалистов ядерного центра не могли остаться в стороне и принялись за расчеты траектории падения. Случай можно считать уникальным: ни при каком другом падении метеорита не было стольких документальных свидетельств. Геннадий Ионов использовал записи с видеорегистраторов автомобилей, камер, установленных для наблюдения за движением на перекрестках. Эту работу он представил на I Международной конференции «Метеориты, астероиды, кометы» в 2013 году в Чебаркуле. «Конечно, я не мог не участвовать в конференции в родном городе, тем более что метеорит упал в озеро Чебаркуль – это буквально в 3 км от отчего дома».
На конференции выступали и другие сотрудники ВНИИТФ, Михаил Авраменко и Игорь Глазырин, с докладом о моделировании распространения звуковых волн в атмосфере, вызванных пролетом челябинского болида.
В 2014 году Геннадия Ионова Федерация космонавтики им. Циолковского наградила медалью. Вручил ее космонавт Георгий Гречко. «Для меня это стало полной неожиданностью, — рассказывает наш герой. — Как я понимаю, медаль — за два представленных нашим институтом доклада. Значит, в этом есть заслуга и моих коллег, и всего ядерного центра».
У Геннадия Ионова есть три кусочка Челябинского метеорита. Один — из Франции: «В парижском магазине увидел фрагмент, стало жалко, что его так далеко занесло, купил и привез обратно».

Снимок, сделанный Геннадием Ионовым

Снимок, сделанный Геннадием Ионовым

Челябинский болид — не единственное увлечение. «Сейчас поступает интересная информация с космического аппарата «Новые горизонты», который пролетел около Плутона и сделал снимки его поверхности. Я написал программу, которая из этих снимков собирает карту, чтобы посмотреть, как выглядит рельеф Плутона: где возвышенности, где долины», — поясняет Геннадий Ионов. Он даже выдвинул гипотезу образования самого большого спутника Плутона – Харона.
Есть много планов. Хочется провести исследования по молекулярной динамике. Интересует работа по изучению Луны российского эксперта Владимира Егорова, сотрудника одной из первых частных космических компаний Dauria Aerospace. «Если проект получит развитие, то обязательно приму участие в его обсуждении, — делится Геннадий Ионов. — По планам, к концу 2016 года должна появиться проектная документация к исследовательской аппаратуре. Запуск на Луну намечен на 2019 год».
Вы спросите, как Геннадий Ионов все успевает: несколько научных направлений плюс большая исследовательская работа в РФЯЦ-ВНИИТФ. Ответ прост: «Нужно ценить возможность приносить пользу людям».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: