С научного на человеческий: как прошел Конгресс молодых ученых
О сложных исследованиях и серьезных проблемах — весело, бодро и с огоньком. Конгресс молодых ученых (КМУ) уже пять лет делает науку популярной. Атомные мотивы юбилейного форума — в нашем материале.
Участники неслись на конгресс буквально во всю прыть: первым мероприятием их программы был забег, посвященный 80‑летию атомной промышленности. В семь утра в Олимпийский парк на пятикилометровую дистанцию вышли 650 ученых. Разминались под руководством двукратной призерки Олимпийских игр и чемпионки мира по фигурному катанию Ирины Слуцкой.
Днем на стенде «Росатома» Ирина Слуцкая с четырехкратным олимпийским чемпионом и шестикратным чемпионом мира по плаванию Александром Поповым участвовали в открытом диалоге «Формула победы». Спортсмены поделились своими методами борьбы с профессиональным выгоранием. «Сменить обстановку, поехать в другой город, — советует Александр Попов. — Это может быть всего неделя, но она станет такой продуктивной, что вы дома и за месяц столько не сделаете». Ирину Слуцкую стабилизируют книги. Она рекомендует: «Когда кажется, что в жизни что‑то не так, попробуйте почитать, например, «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург».
Диалог на стенде «Росатома» вели не только звезды спорта. На скептический вопрос «А мне‑то что с этой вашей науки?» пришлось отвечать доктору физико-математических наук научному куратору музея «Атом» Алексею Семихатову и младшему научному сотруднику Национального центра физики и математики (НЦФМ) Максиму Вялкову. Они напомнили, что благодаря фундаментальным исследованиям появляются технологии. Максим Вялков рассказал, как фотонную вычислительную систему, которую создают в НЦФМ, можно будет использовать в том числе для обучения искусственного интеллекта. Он привел аналогию: фундаментальная и практическая наука — два альпиниста в связке на сложной трассе. Иногда первый ведет и помогает второму, иногда второй вытаскивает первого.
Алексей Семихатов заметил, что «неудобные» вопросы у обывателей появляются не просто так: наука стала очень специализированной и говорит на понятном одной ей языке. Поэтому переводить с научного на человеческий — насущная задача. «Мир устроен сложнее, чем большинство себе представляет. И знакомство с этим многообразием, выходящим за рамки привычного, — важная вещь», — уверен Алексей Семихатов.
Рассказывать о своей работе понятно и с юмором молодые исследователи учились этим летом в арт-школе «Наука говорит», организованной при поддержке «Росатома» в арт-кластере «Таврида» в Крыму. Чему научились, показали на научном стендапе КМУ. Полина Мельникова — морской биолог Карадагской научной станции им. Вяземского. Она с коллегами с помощью спектрометрии «подслушивает» беседы дельфинов. По ее словам, афалины — аристократы среди сородичей: высказываются ясно, не перебивают друг друга. А в стае белобочек — гомон, как на индийском базаре. Младший научный сотрудник «Гиредмета» Милена Панова работает с бериллием. Ее экспресс-ликбез был с элементами черного юмора: «Бериллий применяется в атомных реакторах. Ну куда еще запихнуть один из самых опасных и токсичных на планете материалов? К урану, он и не такое видел! Бериллий как ваш бывший: токсичный, очень хорош на расстоянии и делает вид, что между вами не было никакой искры».
Кульминацией вечерней программы первого дня стала игра с участием знатоков телевизионного клуба «Что? Где? Когда?» Дмитрия Филиппова и Дениса Элькиса. В схватке умов сошлись шесть команд: «Росатома», Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте РФ по науке и образованию, Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», НЦФМ, институтов Российской академии наук и участников КМУ. Последнюю команду набрали из зрителей прямо перед началом игры. Победу одержала команда «Росатома».
Конечно, на конгрессе было место не только шуткам и играм, но и серьезным дискуссиям.

Атом на Луне и в больнице
При поддержке «Росатома» на конгрессе прошло несколько тематических сессий. На исторической, названной «80‑летие атомной промышленности. Гордость. Вдохновение. Мечта», искали ключевой фактор успеха советского атомного проекта. Формулу по итогам обсуждения вывел гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев: «Консолидация трех начал — разведки, научного задела и промышленников, прошедших школу войны, — позволила в максимально короткие сроки не только создать первую советскую атомную бомбу, но и построить первую в мире АЭС».
Алексей Лихачев выступил модератором сессии «От первой АЭС в России к глобальному технологическому лидерству». Она продолжила дискуссию, начатую в сентябре на Глобальном ядерном форуме в рамках «Мировой атомной недели». Представители Казахстана, Турции, Узбекистана, Египта рассказали, как развивают атомные проекты. Менеджер по устойчивому развитию Молодежной организации Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) Надира Салсабила сообщила, что у них в Индонезии энергопотребление к 2060 году вырастет вдвое и, чтобы закрыть потребности, необходима ядерная генерация.
К сессии «Атом должен быть рабочим, а не солдатом», посвященной новым мирным направлениям применения ядерной энергии, прямо с космодрома Байконур подключился гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Баканов. Он рассказал о проекте Международной лунной исследовательской станции (ILRS), в котором участвуют Россия, Китай и еще 13 стран. «Без атомной технологии нам не обойтись, — констатировал Дмитрий Баканов. — Вклад России — атомная энергоустановка, которая позволит инфраструктуре питаться. Ну и второе направление — так называемый ядерный буксир. Он нужен, чтобы добираться до дальних планет и большие массы на эти планеты выводить».
Заместитель руководителя Аппарата Правительства РФ заслуженный врач РФ Ольга Кривонос говорила о ядерной медицине. У нас радиофармпрепаратами (РФП) лечат пока в основном онкологию, в то время как на Западе их широко применяют и в диагностике и терапии кардиологических и неврологических заболеваний. «С помощью РФП мы можем диагностировать и предупреждать острые сосудистые катастрофы, воспалительные заболевания сердца и аорты, смертельные аритмии, оценивать кровоснабжение миокарда», — сообщила Ольга Кривонос. Препараты на основе фтора‑18 она считает перспективными для раннего выявления болезней Альцгеймера, Паркинсона, оценки риска деменции.
Заместитель гендиректора «Росатома» по персоналу Татьяна Терентьева в выступлении на пленарной сессии КМУ отметила, что в отрасли сейчас работают 130 тыс. молодых специалистов, и пояснила: «В атомной отрасли доверяли и доверяют молодежи самые ответственные задачи. Каждый второй, кто приходит на научные предприятия «Росатома», — это молодой человек. Мы даем возможность талантам уже в вузе начать карьеру и стать участниками проектов мирового масштаба. Более 50 % выпускников наших научных стажировок продолжают работу в атомной отрасли».
Также Татьяна Терентьева модерировала сессию, посвященную проекту Международного научно-образовательного центра ядерного и смежного образования «Обнинск Тех». Руководитель проекта Анастасия Минина сообщила, что уже более 5 тыс. студентов приняли участие в мероприятиях проекта. В его портфеле — 21 программа.

Случай — инструмент прорыва
На Ньютона упало яблоко, Менделеев увидел Периодическую таблицу во сне, Флеминг открыл пенициллин, забыв вымыть чашку Петри. Какую роль играют в научных прорывах счастливые совпадения? Участники одноименной дискуссии были единодушны: случайности не случайны, за каждым открытием стоит напряженная работа. «Если бы Флеминг не был великим ученым, он бы не обратил внимание на то, что вокруг плесени не растут бактерии», — объяснил профессор Венского медицинского университета Рудольф Валента.
Руководитель научной группы «Квантовые информационные технологии» Российского квантового центра Алексей Федоров вообще не верит в счастливый случай: «Все определяет труд. Многие процессы настолько сложные, что мы просто не можем их объяснить и списываем на случай, но это не так. Везет тому, кто везет».
Руководитель лаборатории дизайна материалов Сколковского института науки и технологий профессор Российской академии наук Артем Оганов убежден: счастливый случай выпадает каждому — вопрос, как этим воспользоваться. Он рассказал, что на одной конференции познакомился с японским коллегой, через полгода тот прислал свою работу и попросил проверить. Для Артема Оганова это вылилось в исследование, результатом которого стала его самая цитируемая публикация. «Не отвергайте случайности, это мощный инструмент для научных прорывов. Наука — дирижирование случайностями, когда из шума рождается симфония», — заключил Артем Оганов.
Курчатов одобряет
Конгресс молодых ученых — не только площадка для общения, но и выставка последних отечественных разработок. Экспозиция в этом году была почти на треть больше, чем в прошлом, — 8,9 тыс. м2, количество стендов выросло с 50 до 66. Инновации презентовали «Ростех», «Сбер», «Яндекс», «Сибур», «Фосагро», «Газпром нефть», Альфа-банк, Московский инновационный кластер, Российский научный фонд, Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов и др.
Стенд «Росатома», помимо насыщенной лекционной и развлекательной программы, удивлял квантами, роботами и большим макетом академгородка в Сарове с кампусом для студентов и профессоров, центром коллективного пользования, лабораториями мирового уровня и конгресс-центром. Часть зданий уже построена, часть появится уже в следующем году. «В «квантовой» фотозоне можно сделать классные снимки, а интерактивная видеоинсталляция познакомит с основными принципами квантовой механики и тем, что сделано по этому направлению в России и мире», — сообщил Дмитрий Чермошенцев, руководитель научной группы компании «Росатом Квантовые технологии».
Еще одна видеоинсталляция на стенде демонстрировала роботов для энергокомплексов четвертого поколения. На роботов проектного направления «Прорыв» можно было взглянуть и вживую: в дни конгресса учебно-экспериментальная база «Прорыва» в Университете «Сириус» была открыта для всех желающих. Там же можно было пообщаться с голографическим Игорем Курчатовым. Цифровой аватар поделился с «Лаб. СР» мнением о КМУ: «Это живая сила науки будущего, где рождаются идеи, которые могут изменить мир. Я всегда верил, что именно в юности закладываются основы великих открытий и что важно дать молодым людям пространство для мысли и эксперимента».