В 2025 году навсегда остановят три реактора Билибинской АЭС

В декабре 1973 года на Билибинской АЭС начался физпуск реактора первого энергоблока, а в декабре 2025‑го будут навсегда заглушены реакторы ее второго, третьего и четвертого энергоблоков (первый остановили семь лет назад). О том, как станцию готовят к выводу из эксплуатации, полностью ли готовы объекты энергозамещения и какова судьба персонала, рассказывает директор атомной станции Константин Холопов.
Инфраструктура готова

— Уже известна точная дата, когда остановят блоки? Процедура стандартная для всех или есть какие-то различия? Останов последнего блока как-то планируете отметить?
— Энергоблоки будем останавливать поочередно в соответствии с действующими регламентами и инструкциями в декабре 2025 года. Сначала планируется останов и расхолаживание второго и третьего блоков, а отключение от сети четвертого пройдет в конце декабря. Первый энергоблок был выведен на минимально контролируемый уровень мощности ко Дню энергетика в 1973 году, было бы символично и последний энергоблок остановить в этот день спустя более чем полвека.
— Эксплуатация АЭС в период работы без генерации требует определенной инфраструктуры. Все ли объекты энергозамещения, которые планировали запустить к этому моменту, уже готовы? Что это за объекты?
— Инфраструктура готова, переведена в режим промышленной эксплуатации. В ее состав входят: блочно-модульная котельная резервного теплоснабжения (теплопроизводительность 12 МВт); базовый склад дизельного топлива; дизель-генераторная станция (четыре установки по 1,6 МВт и две — по 1,25 МВт); трансформаторная подстанция 110/35/6 кВ системы автономного электроснабжения; центральный тепловой пункт на 9 Гкал/ч для обеспечения спутникового обогрева водоводов и резервного теплоснабжения промплощадки атомной станции от введенного в эксплуатацию энергоцентра города Билибина.
Уникальный опыт
— Сколько лет должно пройти до того момента, когда на месте АЭС останется зеленая лужайка?
— Опыт по выводу АЭС из эксплуатации уникален для концерна и всей отрасли в целом. До его начала необходимо вывезти ОЯТ (отработавшее ядерное топливо. — «СР») с площадки на переработку. Порядка восьми лет предполагается проводить этап вывода, который начнется с момента получения лицензий Ростехнадзора и завершится реализацией полного объема работ, предусмотренных проектной документацией. Потребуется перепрофилирование помещений главного корпуса для выполнения работ по обращению с демонтированным оборудованием, включая дезактивацию (фрагментацию), а также работ по обращению с радиоактивными отходами (РАО), образующимися при выводе из эксплуатации (2048–2053 годы). Ориентировочно в 2053–2054 годах будут осуществляться мероприятия по ликвидации или передаче в муниципальную собственность имущества Билибинской АЭС, потом, в 2054–2055 годах, начнется реабилитация площадки станции.
Несмотря на то, что вывод из эксплуатации атомного объекта — довольно новый процесс, уже сейчас понятно, что по срокам он сопоставим с сооружением АЭС, во всяком случае, в условиях Крайнего Севера. Здесь надо учитывать и сложности логистики, и ценообразование, выстраивать четкую последовательность того, что нам нужно завтра, через год, через 10–30 лет. Понимать и видеть картину в целом и в деталях. Для этого требуется разработка проекта вывода, который будет учитывать последовательность демонтажа объектов инфраструктуры Билибинской АЭС, создание защитных сооружений над шахтами реакторов, рекультивацию земель. С остановом энергоблоков жизнь Билибинской АЭС не заканчивается — мы просто переходим на следующий этап ее жизненного цикла.
— Нет ли планов сделать на месте первой самой северной в мире атомной станции музей?
— В Билибине есть прекрасный краеведческий музей, созданный в 1972 году по инициативе гидрогеолога Григория Глазырина, в котором хранятся экспонаты, отражающие историю этого края, в том числе и деятельность Билибинской АЭС. Мы как помогали, так и впредь будем помогать этому музею, в том числе с пополнением экспонатов. А что касается создания музея на месте расположения станции, вопрос не так прост, как кажется: необходимо оценить эту возможность с точки зрения безопасности, логистики, востребованности такого музея у туристов, влияния на процесс вывода из эксплуатации.

Специфика вывоза ОЯТ
— Логистика вывоза ядерного топлива уже понятна? Сколько времени на это отводится?
— Предварительная схема вывоза ОЯТ сформирована. В данный момент принята в работу мультимодальная схема (с использованием как наземного, так и морского транспорта). В ее рамках планируется использование круглогодичной автодороги, сооружаемой в настоящий момент для нужд Баимского горно-обогатительного комбината. Далее последует перегрузка транспортных упаковочных контейнеров (ТУК) на морской транспорт в районе мыса Наглёйнын. Вывозить ОЯТ предполагается круглый год. Далее по Севморпути будет осуществлена перевозка в Мурманск с последующей транспортировкой на объединение «Маяк» железнодорожным транспортом. Сроки вывоза зависят от возможностей приема ОЯТ на производственные мощности предприятия, горизонт здесь порядка 20 лет.
— Что еще будет происходить на станции в период работы без генерации, помимо вывоза ОЯТ?
— Первые полтора-два года будем выгружать ОЯТ из реакторов второго, третьего и четвертого энергоблоков в приреакторные бассейны выдержки. Помимо работ по обращению с РАО, в данный момент запланировано сооружение узла перегрузки ОЯТ для организации вывоза на переработку, это комплекс для загрузки ОЯТ в ТУК и размещения контейнеров на транспортных автомобильных платформах для перемещения с АЭС до морского терминала на мысе Наглёйнын. Ориентировочный срок отгрузки ОЯТ с Билибинской АЭС — начало 2040‑х годов.
Судьба персонала
— Приближающийся вывод станции из эксплуатации как-то уже сказался на персонале, может, люди стали больше увольняться, переводиться на другие станции?
— Сегодня вопрос о сокращении сотрудников в связи с остановом энергоблоков Билибинской АЭС не стоит, наоборот — для безопасной работы станции ведется подбор квалифицированного персонала: оперативного, ремонтного, инженерной поддержки. Это необходимо для обеспечения установленной минимально необходимой численности, обозначенной условиями действия лицензии на эксплуатацию энергоблоков.
— Сейчас на станции трудится около 600 человек, сколько останется после останова блоков, ведь сокращений рано или поздно не избежать? Каких должностей оно в первую очередь коснется?
— На период выгрузки ОЯТ в бассейны выдержки (ориентировочно с 1 января 2026 года по 31 декабря 2027‑го) планируется сократить лишь одну должность из числа оперативного персонала — это старший машинист турбинного отделения реакторно-турбинного цеха. Но сотрудники, занимающие данную должность, под сокращение не попадут, мы предложим им вакансии в других подразделениях нашей станции, которые сегодня укомплектованы не полностью.
После выгрузки ОЯТ численность работников Билибинской АЭС планируется уменьшить на 147 человек (23 %). Коснется это всех подразделений, но в большей степени тех, которые после выгрузки ОЯТ не будут нуждаться в обслуживании: реакторно-турбинный цех, цех тепловой автоматики и измерений, электрический цех, цех централизованного ремонта и др. Все они непосредственно связаны с эксплуатацией и ремонтом оборудования, выработкой электро и теплоэнергии.
— Какие новые должности, участки появятся в новом штатном расписании и какие из него исчезнут?
— По предварительной информации, из штатного расписания будет исключен реакторно-турбинный цех: часть должностей с изменением функций переведут в новое подразделение — цех обеспечивающих систем. Из цеха тепловой автоматики и измерений часть должностей переместят в электроцех и отдел радиационной безопасности. Из отдела модернизации и продления ресурса — в новую группу управления ресурсными характеристиками. Исключены будут некоторые участки в цехе централизованного ремонта, такие как участок «Арматура‑1», участок ремонта арматуры и трубопроводов высокого давления, участок «Турбина», на многих участках сократят количество должностей.
Из новых уже появились участки общестанционных систем в цехе тепловой автоматики и измерений и электроцехе, а в цехе тепловых и подземных коммуникаций организованы участки по эксплуатации базового склада топлива и блочно-модульной котельной.

«Конечно, немного грустно»
— Оказывает ли концерн поддержку сотрудникам, которые решили перебраться на материк?
— Социальной напряженности в связи с выводом из эксплуатации энергоблоков нет. Коллективным договором предусмотрена компенсация расходов, связанных с переездом: оплата проезда и провоза багажа работнику и неработающим членам семьи в случае увольнения и переезда к новому месту жительства. В «Росэнергоатоме» порядок оформления изменений трудового договора в связи с переводом сотрудника на другую работу также предусматривает компенсацию расходов, связанных с переездом, работнику и членам его семьи. Какие-либо иные выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера не предусмотрены действующим законодательством.
— Вы работаете на Билибинской станции с 1993 года, пришли сюда сразу после окончания Томского политеха. Не грустно осознавать, что этап генерации завершается?
— Да, завершается, годы труда многих поколений атомщиков Заполярья остаются в истории. Позади уникальная деятельность предприятия в самом удаленном уголке нашей Родины. Конечно, это немного грустно. Но работы меньше не стало, мы ведем поэтапную деятельность по обеспечению безопасного останова энергоблоков, построили энергозамещающую инфраструктуру, формируем долгосрочные планы и выстраиваем четкую работу на десятки лет вперед. Сейчас мы переходим на ответственный этап, в котором персонал Билибинской АЭС станет первопроходцами, а опыт закрытия такого большого генерирующего объекта послужит будущим поколениям атомщиков.
— Недавно при участии госкорпорации был разработан мастер-план Билибина. Вы с ним знакомы? Каким вы видите будущее города?
— Не просто знаком. Билибинская АЭС активно участвовала в разработке этого мастер-плана при участии КБ «Стрелка», администрации района, округа, «Росэнергоатома». Был проведен ряд совместных совещаний рабочей группы, оценены проблемные области, выработаны и включены в мастер-план конкретные мероприятия для развития города, социальной сферы, промышленности и логистических схем. Из предложений от Билибинской АЭС, в частности, в соответствии с мастер-планом предполагается создание горнолыжного спуска, других спортивных объектов, развитие путей сообщения и благоустройство города. Часть проектов уже в стадии реализации. Эти улучшения не могли быть воплощены в жизнь без участия и финансовой поддержки концерна, благоприятное присутствие которого жители и администрация Билибина ощущают и в области медицины, образования, спорта, да и в личной жизни, так как многие жители города — сотрудники Билибинской АЭС или работают в смежных областях.