Чтобы молоко не убежало: плюсы и минусы развития бизнеса в закрытом городе

На территориях опережающего развития (ТОР) в атомградах не часто открывают пищевые бизнесы. Завод «Деревенское молочко» — ​тот самый редкий случай. Один из крупнейших производителей молока в Томской области работает в Северске, а в ТОР недавно разместил цех по производству творожных сырков и плавленого сыра. «СР» встретилась с главой компании Владимиром Куделей.

— Директором «Деревенского молочка» вы стали в начале 2023 года. До этого работали топ-менеджером на заводах молочной и пищевой промышленности в Новосибирской и Кемеровской областях. Как вы оказались в небольшом и закрытом Северске?

— До переезда сюда я руководил молочным заводом в Кузбассе. «Деревенское молочко» — ​компания моего родного региона и предприятие полного цикла. На заводе запущены все технологические операции по превращению сырья в готовую продукцию: охлаждение сырого молока, пастеризация, сепарация, розлив по упаковкам, маркировка, хранение и доставка до точек реализации. Меня пригласили возглавить северское предприятие.

— Что дало компании создание мощностей в ТОР «Северск»?

— Она стала резидентом ТОР в феврале 2022 года с проектом по строительству сырно­творожного цеха. Через несколько месяцев мы запустили линию по производству творожных сырков, глазированных и неглазированных, и плавленого сыра. Мощности позволяют ежемесячно производить до 15 т сырков и 10 т плавленого сыра для потребителей Западной Сибири. Продукцию оценили не только они. Так, в прошлом году наши сырки с ванилью получили большую золотую медаль на выставке продуктов питания «Сибирская продовольственная неделя». Как резиденты, мы имеем льготу при оплате налога на прибыль, а управляющая компания «Атом­ТОР» помогает нам решать многие юридические, имущественные вопросы. Есть и минусы, ведь сама работа на территории закрытого города накладывает определенные административные издержки. Правила транспортировки сырья и готовой продукции не такие гибкие, как в том же Томске. Но мы с этим миримся.

— Какие результаты ожидает компания по итогам этого года?

— Объем переработки молока по сравнению с 2023 годом вырос на 5–7 %. Но мы планировали, что цифра будет выше. Летом начался дефицит сырого молока, он продолжается до сих пор. А поскольку мы перерабатываем не только собственное сырье, но и покупное, на нас это сказалось. Мы вынужденно снизили объем переработки.

— Почему случился дефицит?

— Подорожали удобрения, техника, сервис, горюче­-смазочные материалы, и производители отреагировали на это. Во многих регионах хозяйства уже на протяжении нескольких лет сокращают поголовья коров. Причин тому несколько. Работать в животноводстве некому, не хватает зоотехников, проблемы с персоналом, среди руководителей много людей преклонного возраста. Сложно получить льготные кредиты на развитие. Поголовья сокращаются, валовый надой снижается. Спрос на молочную продукцию превышает предложение уже третий год подряд. За последние два года потребление увеличилось на 10–12 %, а производство сырого молока — ​лишь на 5 %. Из-за этого разрыва происходит давление на цены по цепочке.

Но подорожание все-таки недостаточное для того, чтобы бизнес был рентабельным. За этот период официальная продовольственная инфляция составила чуть больше 15 %, а цены на молочную продукцию выросли всего на 9 %. Этот фактор нужно балансировать, иначе часть предприятий отрасли закроется. Специфика молочного рынка в том, что себестоимость продукции растет быстрее, чем ее цена. За последние два года себестоимость производства сырого молока выросла на 24 %, в переработке — ​на 16 %, а готовая продукция, по данным Росстата, подорожала только на 10 %. Если сопоставить эти цифры, легко объяснить, почему в начале осени с прилавков исчезло масло, а молоко подорожало. Таковы последствия всех этих событий последних лет.

— В условиях сырьевого дефицита пришлось сократить продуктовую линейку?

— Когда сырья мало, мы акцентируем внимание на линейке цельномолочной продукции (продукция из натурального молока или его компонентов: простокваша, творог, сыр, кефир, сметана. — ​«СР»), ее покупают больше всего. В прошлом году мы разработали дополнительную линейку, она лежит в портфеле и ждет своего часа. Как только дефицит сырого молока исчезнет, мы быстро подстроимся и расширим ассортимент.

— То есть молочная отрасль переживает не лучшие времена?

— Ну почему же, сегодня налицо огромный потенциал для развития. Нужно увеличивать объемы производства, есть перспектива насыщения внутреннего спроса, открылись серьезные экспортные возможности. С 2022 года отрасль увеличила экспорт сухого молока почти на 25 %. Покупатели российских молочников — ​Казахстан, Белоруссия, Узбекистан, Азербайджан, Армения и Китай. Зарубежный потребитель высоко оценил качество нашей продукции. Но на цену на внутреннем рынке это повлияло и привело к подорожанию. Что, впрочем, не повод отказаться от экспорта, он нужен стране. Следует синхронизировать производство сырого молока с ростом внутреннего и внешнего потребления. Если все сбалансировать, задел для развития у нас будет сумасшедший.

— Что, на ваш взгляд, сейчас является главной проблемой?

— Мы не успеваем модернизироваться, обновлять средства производства, поскольку продукция зарубежных компаний, которой мы пользовались годами, исчезла с рынка. Еще в 2023‑м начались проблемы из-за отсутствия импортных запчастей, стало невозможно ремонтироваться. В этом году мы наконец-то подстроились под новые реалии. Теперь запчастями обеспечиваем себя сами. Удалось закрыть потребность на 70–80 %.

— И как вы это сделали?

— Заключили договоры с местными предприятиями: Томским приборным заводом, Томским электромеханическим заводом. Мы даем свои чертежи и оформляем заказы, они делают запчасти. Импортозамещение помогает здорово сэкономить на ремонте, хотя заграничные детали пока что лучше по качеству. Некоторые запчасти мы, как и прежде, заказываем за рубежом, но сильно за них переплачиваем.

— Есть ли планы по расширению производства в 2025 году?

— У нашего холдинга в селе Ягодное Асиновского района есть хозяйство, которое в день производит порядка 60 т сырого молока. Оно идет на наш завод. Скоро введем в эксплуатацию еще одну площадку в том же районе — ​животноводческий комплекс в селе Больше-Дорохово. У него будет такая же мощность. Мы не прекратим покупать сырое молоко у других организаций, но будем чувствовать себя более уверенно в плане ценообразования и внешних изменений рынка.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: