11 друзей турбин: как работает импортонезависимый сервисный центр РИР
Чтобы научиться обслуживать импортные газотурбинные установки (ГТУ) на российских ТЭЦ, в компании «Росатом Инфраструктурные решения» (РИР) в 2023 году открыли сервисный центр. Еще полтора года назад для него собирали команду специалистов по всей России, а сейчас подразделение выручает энергетиков за пределами отрасли. «СР» выяснила у инженеров, почему турбина похожа на желудок, каким образом исследуют ее внутренности и сколько удалось сэкономить благодаря импортозамещению услуг.
Отечественная поддержка
Газотурбинная установка — основная составляющая тепловых электростанций, где в качестве топлива используется природный газ. Именно в ГТУ происходит процесс преобразования энергии, полученной от сгорания топлива, в электричество. Агрегат включает в себя силовую турбину, электрогенератор, воздушный тракт и вспомогательные механизмы. На ряде ТЭЦ, обслуживаемых РИР в российских регионах, работают ГТУ производства General Electric и Siemens. Два года назад, с уходом этих компаний с российского рынка, возникла необходимость самим научиться обслуживать и ремонтировать турбины.
«С весны 2023 года стали набирать команду. Это оказалось непросто, так как таких специалистов в России очень мало. Иностранные машины обслуживали российские и иностранные специалисты, подрядчики и работники компаний производителей. Также требовалось высокоточное оборудование. Весь прошлый год его искали и закупали. Но начали работать уже летом 2023‑го. С тех пор сотрудники не пропустили ни одной плановой работы, ни одной инспекции», — вспоминает Александр Иконников, директор сервисного центра.
Турбины раз в полгода или год (в зависимости от объема работ) должны проходить специальные проверки — инспекции. Сюда входит проверка систем управления, настройка режимов горения, бороскопическое обследование, то есть осмотр машины изнутри. Эти операции уже провели на ГТУ серии LM производства General Electric в Белгородской, Воронежской, Курской и Орловской областях. В этом году инспекции пройдут на ГТУ серии SGT производства Siemens на Алексинской, Дягилевской и Глазовской ТЭЦ — в Тульской, Рязанской областях и Удмуртии соответственно.
«Наш следующий шаг — ремонты. Уже есть хорошие результаты по восстановлению горячих частей газовых турбин Воронежской ТЭЦ‑2 и Курской ТЭЦ Северо-Западного региона. Будем подтверждать свои компетенции по возможности разборки и сборки LM2500 на Белгородской ТЭЦ и ТЭЦ «Луч», она тоже в Белгороде, — рассказывает Александр Иконников. — Также необходима поддержка для дожимных компрессорных станций. Если коротко, это компрессор, который накачивает газ, чтобы турбина могла работать. И техобслуживание им надо проходить раз в полгода или раз в год. Сейчас мы проводим его своими силами и планируем самостоятельно их ремонтировать».
Зонд для турбины
Офис сервисного центра находится в Туле, но большую часть времени его сотрудники проводят в разъездах по филиалам. Сейчас в подразделении 11 человек.
«Я пришел в сервисный центр из авиации. В «Трансаэро» я семь лет занимался бороскопическими исследованиями методами неразрушающего контроля: ультразвуковым, вихретоковым, методом красок, магнитопорошковым. Они позволяют на ранних стадиях обнаружить усталость материалов. С помощью высокоточной аппаратуры регулярно проверяются двигатели самолетов изнутри. Сама методология этих инспекций аналогична той, что мы сейчас используем для проверки газотурбинных установок на наших ТЭЦ», — рассказывает Антон Тарасов, руководитель направления группы ГТУ.
Бороскопическими исследованиями он занимается с помощью гибкого эндоскопа. «Процесс напоминает эндоскопическое исследование желудка врачами. Только наши «пациенты» — газотурбинные установки, а ищем мы не язвы, а возможные дефекты и изношенные детали. Сейчас купили два эндоскопа Olympus IPLEX NX — это новейшее оборудование, оно мало у кого есть в России. И теперь проводим диагностику еще более качественно», — объясняет Антон Тарасов.
В сервисном центре решили избегать рисков, которые появились после ухода западных компаний, и стали передавать опыт внутри подразделения. Причем наращивают компетенции как имеющихся сотрудников, так и коллег из филиалов в городах, где работает РИР. «Особенно хочу отметить белгородский филиал: они больше всех оказались подготовлены к уходу западных компаний, так как и раньше многие работы на ГТУ делали сами. Оставалось только обеспечить необходимым оборудованием и документацией», — говорит Александр Иконников.
Разница в экономии
В сервисном центре подсчитали, что самим проводить ремонты гораздо выгоднее. С учетом затрат на покупку техники подразделение в 2023 году сэкономило для дивизиона больше 20 млн рублей. Это разница между тем, что раньше платили подрядчику, и тем, что потратили на сервисный центр. «В этом году с учетом всех трат мы только по текущему обслуживанию выйдем на показатель экономии около 40 млн рублей. Плюс рассчитываем на прибыль от сторонних организаций. Ну и по ремонтам вряд ли выйдет дороже, чем когда мы платили за эти работы иностранным специалистам. Но точнее можно будет сказать только в конце года», — подчеркивает Александр Иконников.
В этом году сервисный центр участвовал в конкурсах на проведение работ на объектах сторонних организаций и уже выиграл несколько тендеров. Так, в июне специалисты ездили на ТЭЦ компании «ГСР Энерго» в Санкт-Петербург, где инспектировали General Electric 6FA — большую газотурбинную установку с шестью камерами сгорания. Помимо инспекций, сервисный центр готов предложить сторонним энергетикам ремонт установок.
«На очень сложные работы будем привлекать подрядчиков. Что касается запчастей, покупаем то, что можно еще купить, что-то пока есть на складах. А также даем задание на реинжиниринг некоторых деталей. Такие работы уже ведутся в России», — заключает Александр Иконников.