«Росатом» завершил утилизацию поврежденной плавтехбазы «Лепсе»

В хранилище реакторных отсеков в губе Сайда доставили последнюю блок-упаковку с дезактивированными фрагментами плавтехбазы «Лепсе».

На работы по утилизации ушло более 10 лет: всего вывезено 639 топливных сборок, часть из которых были повреждены. После завершения проекта радиационная опасность северо-западной части Арктики снизится: суммарная активность сократится на 540 тыс. Ки.

«Госкорпорация берет на себя решение сложнейших экологических задач: мы занимаемся ликвидацией ядерного наследия и наследия токсичных промышленных производств, создаем в стране инфраструктуру для обращения с радиационными и химическими отходами. Более 20 лет мы планомерно очищаем побережье Арктики и Дальнего Востока от радиационно опасных объектов — утилизируем списанные атомные подводные лодки и суда обеспечения. Завершился один из знаковых экологических проектов госкорпорации — ликвидация плавтехбазы «Лепсе». В Арктике стало на один опасный объект меньше», — заявил заместитель генерального директора «Росатома» по машиностроению и индустриальным решениям Андрей Никипелов.

Заместитель генерального директора «Росатома» по машиностроению и индустриальным решениям Андрей Никипелов

«Лепсе» работал заправщиком ледоколов. После вывода из эксплуатации в 1988 году наибольшую опасность представлял собой отсек плавтехбазы с топливными сборками. Для безопасной утилизации ОЯТ «Лепсе» поместили в специальное наземное укрытие, что позволило исключить влияние погоды — волнение моря и атмосферные осадки. А чтобы ТВС не разрушились в процессе выгрузки, их вынимали вместе с оболочкой ячеек хранения. Многие работы по утилизации проводили с помощью роботизированного комплекса.

Фрагменты судна больше не представляют опасности, снаружи на них устанавливается дополнительная биологическая защита. В плановом режиме идет вывоз отработавшего ядерного топлива. Так, с 2002 по 2023 год общий объем ОЯТ сократился в два раза. В 2025 году из хранилища в Гремихе вывезут последнее ОЯТ. С объекта в губе Андреева уже вывезено больше половины ОЯТ, полностью эти работы планируется завершить к 2028 году.

«Росатом» продолжает очищать акватории Арктики и Дальнего Востока от радиационно опасных объектов. Уже утилизированы 202 атомные подводные лодки, выведенные из эксплуатации. С Дальнего Востока вывезено все накопленное отработавшее ядерное топливо.

ИСТОРИЯ ПЛАВУЧЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ «ЛЕПСЕ»

История «Лепсе» началась в 1934 году на Николаевских верфях как сухогруза. Однако по прямому назначению судно так и не использовали. Во время войны его вынуждены были затопить при наступлении немцев на город. После войны «Лепсе» передали ленинградским корабелам, которые в 1961 году достраивали его уже как плавучую техническую базу (ПТБ) для обслуживания атомного флота. Судно оборудовали хранилищем для ОЯТ, цистернами для сбора и временного хранения жидких радиоактивных отходов и производственными помещениями для проведения технологических операций с реакторным оборудованием. Так плавтехбаза оказалась в Мурманском пароходстве.

С 1964 по 1988 годы «Лепсе» обслуживала ядерные энергетические установки атомных ледоколов «Ленин», «Арктика» и «Сибирь», а также выполняла рейсы с радиоактивными грузами к местам захоронения в Баренцевом и Карском морях. С 1981 года на смену «Лепсе» пришла плавтехбаза «Имандра». Далее «Лепсе» стали использовать только для временного хранения радиоактивных отходов. В 1988 году судно вывели из эксплуатации, а в 1990-м поставили на якорь в районе Мурманска.

ОЯТ на «Лепсе» хранили в так называемом «мокром» режиме, когда пеналы заполнялись водой. В результате длительного хранения топливных сборок в воде произошло их коррозионное разрушение. Чтобы создать дополнительный инженерный барьер, в 1991 году межбаковое пространство хранилища заполнили специальными бетонными смесями.

Обследовать судно и разрабатывать проект утилизации начали в 2005 году. В 2012-м завершилось радиационное и инженерное обследование, после чего «Лепсе» отбуксировали от «Атомфлота» к набережной судоремонтного завода «Нерпа».

С 2012 по 2017 годы плавтехбазу постепенно демонтировали: металлолом утилизировали, ОЯТ вывозили для переработки на «Маяк». В апреле 2022-го в Озерск отправили последнюю партию топлива. В ноябре 2023 года на свое место в пункте долговременного хранения радиоактивных отходов в губе Сайда встала носовая блок-упаковка — последний фрагмент самого судна.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: