«Золотой рубль» на развитие: Алексей Лихачев ответил на вопросы атомщиков

Как восстанавливать изношенную инфраструктуру первых атомградов, что будет с изотопным бизнесом «Росэнерго­атома» после вывода из эксплуатации реакторов РБМК, останется ли павильон «Атом» бесплатным для сотрудников отрасли? Ко дню информирования в аппарат гендиректора «Росатома» поступило несколько сотен вопросов. Выдержки из выступления Алексея ­Лихачева мы напечатали в прошлом номере, теперь — ​вторая часть встречи. Спойлер: любителей хоккея ждет приятный сюрприз.

— Какой гражданский неядерный продукт «Росатома» впечатлил вас в этом году?

— Как правило, рассказ о наших неядерных бизнесах я всегда начинаю с композитов. Мы брали на себя большой риск, начиная эту работу, — ​помню, практически все правительство сомневалось. Но успехи налицо. Дальше я рассказываю об энергетическом машиностроении и, в частности, импортозамещении оборудования для сжиженного природного газа. Результаты этой работы вдохновляют. Еще назову «Логос» (флагманская система математического моделирования в России. — «СР»). Для меня важно, что эти продукты уже стали элементами технологического суверенитета страны. Хочу сказать огромное спасибо всем, кто занимается новыми неядерными продуктами. Наше рыночное влияние будет расти прямо пропорционально количеству таких проектов.

— Известно, что реакторы РБМК постепенно выводят из эксплуатации. Что будет с бизнесом по наработке радиоактивных изотопов «Росэнергоатома»?

— Во-первых, с учетом поручения президента работа РБМК будет продлена до конца 2030‑х — минимум 15 лет они будут нарабатывать изотопы. Во-вторых, в концерне инициированы научно-­иссле­до­ва­тель­ские и опытно-­конструк­торские работы по получению кобальта‑60 на быстрых реакторах и ВВЭР, и очень хочу, чтобы эти работы завершились успешно. Нам потребуется большой объем изотопов, в том числе для производства радиофармпрепаратов на заводе, который сооружает «Росатом» в Обнинске, и никуда концерну от этой задачи не деться.

— В отрасли вводится запрет на использование продукции Apple. На какой телефон вы «пересели»?

— Да, меня предупредили, что до 30 ноября «отберут» Apple. Но я здесь абсолютно, как говорят социологи, нерепрезентативный клиент. Помимо Apple, у меня есть Samsung, есть российские телефоны, в том числе телефон, который работает без интернет-­связи. Я сейчас не хочу вдаваться в технологические и связанные с безопасностью аспекты использования продукции Apple. Скажу одно: есть директива правительства, надо ее выполнять. На том же Samsung я получаю все, что мне нужно.

— Смогут ли сотрудники «Росатома» бесплатно посещать павильон «Атом» на ВДНХ?

— Мы договорились, что до марта посещение будет бесплатным для всех. Но думаю, что и впредь оно должно быть бесплатным для наших работников, жителей наших городов. Прошу такую программу подготовить.

— «Русатом ​Инфраструктурные решения» взял на себя обязательства ремонта очистных сооружений. Однако в Обнинске у них состояние такое удручающее, что там не ремонт нужен, а реконструкция.

— Обнинск, Саров и Озерск — ​самые первые наши атомграды, которые строились еще в конце 1940‑х. И конечно, там налицо обветшание инфраструктуры. Мы планируем из ряда федеральных программ и проектов ​по строительству образовательных центров, благоустройству, моногородам — ​взять часть средств, к ним добавить свои и реконструировать коммунальную инфраструктуру Обнинска. Такие же подходы надо искать и в других городах, вот для чего нужны полноценные стратегии их развития. Мы не сможем за счет своего инвестиционного ресурса в 30 городах заново создать коммунальную систему, но мы можем дать свой «золотой руб­ль», который позволит привлечь инвестиции в нужную точку. Важно подтягивать к этой работе губернаторов, региональных лидеров, максимально заводить в города федеральные меры поддержки через конкурсы, через участие в федеральных целевых программах.

Больше всего вопросов поступило на тему медобслуживания в атомных городах. Алексей ­Лихачев попросил ответить на них заместителя директора департамента кадровой политики госкорпорации Марию Калинину.

Мария Калинина: Мы получили вопросы еще во время плановых встреч с городским активом. Поэтому успели разобраться в каждом.

В Новоуральске в этом году уволились 20 врачей, это чувствительно для маленького города. На сегодняшний день уже трудоустроены 11 новых узких специалистов, еще 10 будут приняты на работу до конца года.

В Северске осенью состоялся митинг, на котором был поднят вопрос низкой заработной платы местных врачей по сравнению с докторами в Томске. А это, по сути, одна территория. Средняя зарплата врача в Северске — ​78 тыс., в Томске — ​96 тыс. Главным образом это определено тем, что бюджет финансирования территориального Фонда обязательного медицинского страхования не менялся с 2019 года. Мы отправили соответствующее обращение губернатору, главный врач медицинской организации Северска вошел в комиссию, которая принимает решение по тарифам на следующий год. И Федеральное медико-­биологическое агентство России (ФМБА. — «СР») рассматривает варианты федерального дофинансирования этой нехватки фонда оплаты труда.

Был вопрос из Железногорска: сложно записаться к участковому терапевту. В октябре уже приняли на работу трех новых участковых терапевтов, трех новых педиатров. Вопрос решен.

В Озерске спрашивали, когда в городе будет магнитно-­резонансный томограф. В рамках нашего совместного проекта с ФМБА аппарат поставят следующим летом. Кроме того, пройдет реновация детской поликлиники, центра промышленной медицины. Общие инвестиции в диагностическую и в медицинскую инфраструктуру Озерска составят в 2024 году 30 млн руб­лей.

Клюшка в кустах

Нелли Яхлакова из «Центратомтехэнерго» прислала вопрос-­просьбу: «Моему сыну Андрею 10 лет, он занимается хоккеем. Нет ли возможности у госкорпорации обеспечить детей, играющих в хоккей, клюшками «Заряд», которые производятся в партнерстве с композитным дивизионом «Росатома»?»

Вопрос поступил в аппарат Алексея ­Лихачева заранее, так что замдиректора композитного дивизиона Семен Кишилов пришел на день информирования с клюшкой в руках (как выяснилось потом, для презентации на всю отрасль). «Мы уже связались с семьей юного хоккеиста Андрея, — ​сообщил он. — ​Выяснили параметры и разместили заказ на производство именной клюшки в стилистике «Росатома» и с автографом основателя компании «Заряд» — ​великого хоккеиста Даниса Зарипова. Надеюсь, Андрею подарок понравится. А что касается поддержки спорта в отрасли, мы решили сделать скидку 20 % на клюшки «Заряд» для всех сотрудников. Нужно выбрать клюшку на сайте компании (zaryad-hockey.com. — «СР»), с корпоративной почты отправить запрос, менеджеры свяжутся с вами и оформят заказ».

Праздник спорта продолжил Алексей ­Лихачев, предложив найти возможность дарить композитные клюшки всем победителям детских хоккейных турниров в атомных городах.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: