«Особенно бесит, когда говорят: «Все надо переделать»

Без разбора полетов рабочий процесс не представить, но зачастую самое невинное замечание коллег вызывает всплеск негатива. Как критиковать и как воспринимать критику, чтобы это шло на пользу дела, мы спросили у сотрудников «Росатома». Соображения общего плана вроде «критика должна быть конструктивной и уважительной» не публикуем — ​это аксиома. Нас интересуют конкретные советы, приемы и личный опыт.

Станислав Пантюшин
Начальник отдела анализа тяжелых аварий, расчетно-аналитического обоснования противоаварийных инструкций, анализов аварий при транспортно-технологических операциях реактора и в бассейне выдержки, ОКБ «Гидропресс»

— Чтобы проверить, с каким видом критики вы столкнулись, ответьте на вопрос: «Что будет с задачей, проблемой, если учесть эту критику?» Если сказанное задачу не решает, а проблему усугубляет — это деструктив, такие замечания учитывать смысла нет. Чаще всего и людей можно разделить на «конструктивистов» и «деструктивистов», с годами становится понятно, чего ожидать от конкретного человека, хотя бывают исключения, поэтому анализ требуется постоянно.

При желании что-то покритиковать необходимо самому себе ответить на вопросы: «Сделают ли твои предложения ситуацию лучше, исправят ли ошибку? Способны ли люди их трезво воспринять, отработать и учесть?» Если ответы положительные, можно предлагать и критиковать, если нет — надо додумать и доработать.

Николай Волошин
Помощник директора Российского федерального ядерного центра «Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики» (РФЯЦ-ВНИИТФ)

— Подчиненных надо критиковать благожелательно и без свидетелей, при упрямой невосприимчивости — построже и на виду у других сотрудников. Начальнику лучше преподносить критику в виде предложений, якобы когда-то им самим высказанных.

Семен Сорокин
Начальник конструкторско-технологического отдела, Смоленская АЭС

— Если вы решили кого-то или что-то покритиковать, подкрепите мнение фактами, знаниями, опытом и нормативными документами. Без этого ваши слова превратятся в оскорбления, а диалог — в спор или ссору. Чтобы поддерживать здоровые отношения в коллективе, не снижать мотивацию сотрудников и не зарождать боязнь допустить в работе ошибки, все разговоры, в которых будет звучать критика, лучше проводить тет-а-тет. Похвала при коллегах — мотивирует, критика — нет, так уж мы с вами устроены.

Ольга Ульянова
Инженер-конструктор 2-й категории отдела парогенераторов и тепломеханического оборудования реакторных установок с быстрыми нейтронами, ОКБ «Гидропресс»

— Если критикующий эмоционален, суть его претензии часто ускользает. Критикуемый теряется, огорчается и не может толком понять, что от него требуется. Особенно бесит, когда говорят: «Все надо переделать». Мешает критика, когда сроки горят, а цепляться начинают к запятым или перестановке слов в предложении. Смысл от этого не меняется, а ценное время съедает.

Андрей Голубев
Главный специалист реакторного цеха, Ленинградская АЭС

— Воспринимаю критику по принципу «выслушал — досчитал до 10 (поуправлял гневом) — сделал выводы (плюсанул в опыт) — работаешь дальше». Критика помогает в том случае, когда находишь ответы на нерешенные вопросы или расширяешь границы восприятия той задачи, в рамках которой критикуют. Мне лично критика очень мешала, пока не научился воспринимать ее адекватно, то есть выносить из нее полезный опыт.

Алексей Крупский
Руководитель проекта отдела технического обслуживания и ремонта, «Русатом Сервис»

— Я стараюсь придерживаться следующих принципов. Критикуй не человека, а его поступки. Тем самым ты не переносишь негатив от конкретного поступка на личность человека — больше вероятность, что визави не закроется или не перейдет в нападение. Критика должна быть четкой. Не ко всей теме, а к конкретным аспектам. Можно отразить и положительные моменты, что повысит продуктивность разговора. Критикуешь — предлагай. При этом начальство сразу видит одно из возможных решений, а подчиненному сразу понятно, что делать.

Хотя, конечно, все люди разные, некоторые любую критику воспринимают как нападение. Легко с критически мыслящими людьми, которые логически взвешивают все за и против. Сложно с теми, для кого важнее эмоциональная составляющая.

Нина Деменцова
Начальник управления коммуникаций, АСЭ

— С юности не люблю «розовощеких критиков». Критику воспринимаю только от тех, кого уважаю и чьему профессиональному опыту безусловно доверяю. Критикуя подчиненных, стараюсь руководствоваться принципом, сформулированным Омаром Хайямом: «Не обижай того, кто ниже рангом, а вдруг придется что-нибудь просить…»

Что касается критики начальства, то в нашей вертикально интегрированной отрасли я полностью доверяю авторитету своего непосредственного руководителя, ведь моя основная работа — выполнять его поручения: оперативно, четко, грамотно.

Андрей Киселев
Начальник казначейства, Ленинградская АЭС

— Если начальник допускает критику в свой адрес от подчиненных и умеет с ней работать, это хорошо. Но есть такие, кто не воспринимает критику, тогда нужно идти другим путем — влиять на ситуацию подачей рациональных предложений.

Отличное качество сотрудника и руководителя — самокритика. Если допустил ошибку, не надо самобичевания, это опыт, которым можно делиться. Кто много работает, всегда имеет право на ошибку.

Степан Любимов
Руководитель направления по изготовлению парогенераторов, «Атоммаш»

— Я тяжело воспринимаю критику в свой адрес, но стараюсь работать над собой. Есть такой принцип сэндвича в менеджменте. Смысл в том, чтобы начать с чего-то положительного — например, отметить красочное оформление презентации. Далее вставить блок с конструктивной критикой: нужно было показать не количество отгруженного оборудования, а даты отгрузки и пункты назначения. А в конце опять сказать положительное: если к твоей информации добавить даты отгрузки и пункты назначения, будет намного лучше, продолжай в том же духе. Хотя, честно скажу, не всегда получается этот принцип применять на практике.

Нурутдин Багаветдинов
Советник директора завода № 2, РФЯЦ-ВНИИТФ

— Критика руководства у нас — явление редкое. На нашем производстве все жестко регламентировано. Отступления от технологии недопустимы. Указания руководства должны выполняться, а не обсуждаться. К тому же критика руководства со стороны работников, если она и имеет место, не всегда объективна, так как многие не обладают достоверной информацией, чтобы сделать правильные выводы.

Критика со стороны начальства не всегда приятна, но она подхлестывает и помогает взглянуть на ситуацию с другой стороны. Я стараюсь не озлобляться на критику, а воспринимать ее как очередной урок и опыт.

Владимир Щеколдин
Начальник отдела нестационарной теплогидравлики, ОКБ «Гидропресс»

— Большое начальство лучше не критиковать, это, как правило, ни к чему позитивному не приводит, поскольку критика из далекого «снизу» кажется слишком узкой, не масштабной. Если уж очень надо, лучше прикинутся дураком и задать несколько «глупых» вопросов, чтобы руководитель сам представил негативные последствия своего решения — возможно, он изменит мнение.

Евгений Краснов
Инженер-конструктор, «Петрозаводскмаш»

— Не поленился перелистать толстенное учебное пособие от 2008 года «Менеджмент» — там вообще нет слов «критика» и «самокритика». И на практике из производственных отношений ушли эти слова. Между тем в переводе с древнегреческого «критика» —искусство судить, разбирать. Сегодня часто говорят об отсутствии у людей критического мышления. Ушло искусство судить, разбирать, просто верят всему. Так что нет сейчас критики в понимании, пригодном для ее эффективного использования.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: