«Новые технологии отодвигают кризис»: академик Александр Павловский — о преимуществах атомной энергии
Участник атомного проекта, последователь Сахарова, создатель импульсного циклического ускорителя электронов и генераторов, основанных на принципе магнитной кумуляции, мечтатель и философ. Таким был академик Александр Павловский, со дня рождения которого исполнилось 95 лет. Вспоминаем о нем вместе с порталом biblioatom.ru.
Александр Павловский родился 27 июня 1927 года в Запорожье. Его отец был начальником строительного управления, мать — домохозяйкой. Когда началась война, семья жила в Харькове. Всех эвакуировали в Новосибирск. Там в 1942 году Александр поступил в авиационный техникум. После войны он вернулся в Харьков. Учился в авиационном институте, но после третьего курса перешел в Харьковский университет на физический факультет.
Работа над водородной бомбой и временная слепота
В 1951 году Александр Павловский получил диплом и направление в Арзамас‑16, где приступил к работе под руководством Андрея Сахарова и Юлия Харитона. Занимался вопросами создания высокоинтенсивных нейтронных генераторов, нейтронной физикой, физикой деления ядер. Результаты этих работ были использованы при создании новых образцов ядерного оружия.
«Я попал к людям, беззаветно преданным науке, фантазерам, — вспоминал Павловский. — К примеру, появляется утром наш руководитель с какой-то новой идеей — она ему ночью в голову пришла. Мы собираемся группой, разбиваем эту идею в пух и прах, он даже чуть обижается, а на следующий день приходит с новой фантазией. Эта атмосфера была необычной, творческой. В то время мы занимались ядерно-физическими исследованиями, связанными с водородной бомбой. У нас был большой макет, на котором мы проводили измерения всевозможных характеристик, необходимых для расчета бомбы. Работа, естественно, шла в необычном темпе, и общение с такими людьми, как Сахаров и Тамм, создавало среду, которая стимулировала творчество.
Потенциал промышленности тогда был очень низок. К примеру, нужно провести измерения спонтанного распада. Для этого необходим малошумящий усилитель. А его нет и сделать некому. Мы разбирали отечественную и зарубежную аппаратуру, добывали из нее детали и сами собирали усилитель. И так начиная с небольших приборов и заканчивая крупными установками — все собиралось здесь. Всю сложную технику получить откуда-то было нельзя, ее попросту не существовало. А потому приходилось делать самим. Приходилось много изобретать, выдумывать, искать, и это доставляло большое удовлетворение.
Что я испытал при первом ядерном взрыве? Меня как ученого восхищала грандиозность явления, фантастическая мощь, с которой не сталкиваешься в обычной жизни. На первом испытании я даже поплатился за свое любопытство. Нам выдавали двойные плотные очки, но мне хотелось посмотреть все фазы процесса, в том числе и менее яркую. Поэтому с одного глаза я снял фильтр. И после этого приблизительно месяц ничего не видел — ослеп».
Ускорители электронов и магнитная кумуляция
Научную деятельность Павловский начал старшим лаборантом, потом возглавил лабораторию, в 1960 году стал руководителем исследовательского отдела ВНИИЭФ, затем — заместителем научного руководителя института, в котором проработал всю жизнь.
В конце 1950‑х под руководством Александра Павловского был разработан импульсный циклический ускоритель электронов (безжелезный бетатрон, в котором были достигнуты энергия электронов и токи, значительно превосходящие токи электронов, характерные для бетатронов) и метод гаммаграфических исследований. Их применение имело большое значение в разработке ядерного оружия. Павловский также стал инициатором и руководителем создания нового типа линейных импульсных индукционных ускорителей электронов.
Мировое признание ученый получил за развитие и реализацию идеи Сахарова о магнитной кумуляции — сжатии магнитного потока направленным взрывом. Заслугой Павловского является разработка компактных, основанных на принципе магнитной кумуляции мощных генераторов электрической энергии, а также сопряженных с ними сильноточных устройств, один из типов которых назван размыкателем Павловского. Работы по созданию сильнейших магнитных полей имеют колоссальное научное значение по сегодняшний день.
«Земной шар невелик»
В 1992 году, когда перспективы атомной энергетики затмевал Чернобыль, Павловский высказался очень мудро, с научным прагматизмом: «Человечество уже не сможет забыть того, что однажды изобрело. Поэтому мы должны избавиться от иллюзии, что, мол, атомную бомбу или АЭС можно забыть, запретить или уничтожить. Эту проблему необходимо ставить иначе — как разумно использовать великое достижение разума человека? Если говорить об атомной энергетике, то у нас есть только один выход: ее надо использовать, так как человечеству деваться некуда. Земной шар невелик, он может выдержать лишь определенную научно-техническую и технологическую нагрузку. Когда-то обязательно наступит кризис. Сегодня мы называем его экологическим. Он уже проявляется в разных формах. Так вот новые технологии отодвигают такой кризис, продляют жизнь человечества. Думаю, появление атомной энергетики не что иное, как отражение этого процесса. По сравнению с другими источниками энергии она более эффективна и экологически безопасна. Конечно, в том случае, если мы работаем без аварий. Но это уже проблема не использования атомной энергии, а ее безопасности».
Александр Павловский скончался 12 февраля 1993 года в возрасте 65 лет. По воспоминаниям коллег, последние две недели он много работал. Незадолго до смерти, на конференции по истории создания первых образцов атомного оружия, он завершил выступление, словно подведя и личный итог: «Это были счастливые годы вдохновенного труда, оставившие в сознании, что в быстротекущей жизни успел сделать что-то значительное и важное».