Сквозь молодежные очки: какой видят свою роль в развитии отрасли молодые лидеры
На Конгрессе лидеров изменений, проходившем в Москве 18–20 мая, собрались 250 активистов. Обсудили, что молодежь может сделать для «Росатома» своими силами здесь и сейчас. Самые многообещающие проекты представили на встрече с главой госкорпорации.
Участники конгресса разделились на рабочие группы по пяти приоритетным направлениям развития госкорпорации в этом году: новые продукты, инновации в информационных технологиях, международная деятельность на новых рынках, дебюрократизация, а также люди и города.
Прежде чем представить Алексею Лихачеву результаты, начальник бюро отдела расчета динамики и курирования автоматики ОКБМ Мария Зотова пояснила: «Мы сфокусировались на том, что можем сделать своими силами, без дополнительных ресурсов, и на универсальности — чтобы наши инициативы можно было реализовать на всех предприятиях, вне зависимости от специфики дивизиона».
«Не знаю, не хочу, не работает»
Команда, взявшая направление ИТ, предложила проект по популяризации отечественного ПО на предприятиях «Росатома». «Мы разработали дорожную карту. Первый шаг — определить тех, кто уже использует российское ПО, чтобы они обучили будущих экспертов. Второе — диагностика проблем. Мы готовы провести анкетирование и обработать данные. Третье — фокусировка на главных проблемах. На наш взгляд, их три: «не знаю», «не хочу», «не работает». Мы можем включиться в решение каждой», — сказал инженер-конструктор первой категории ЦКБМ Виктор Малыгин.
Молодежный актив готов составлять обучающие материалы, снимать видеоинструкции, рассказывать пользователям об интересных возможностях отечественных программ. Можно провести мотивационную пиар-кампанию с участием разработчиков ПО. Чтобы решить проблему «не работает», для начала собрать жалобы пользователей и передать разработчикам, чтобы те исправили недостатки и расширили функционал.
«Для нас это важная производственная задача, — прокомментировал Алексей -Лихачев. — И хорошо, когда коллектив мобилизован и это становится частью личной повестки каждого сотрудника. Внедрение российского ПО у нас, конечно, идет хорошими темпами, лучше, чем у многих, но этого недостаточно. Поэтому инициатива очень своевременная, и я ее полностью поддерживаю. Более того, предлагаю провести с участием ИТ-блока госкорпорации сессию по отраслевым инструментам, поддерживающим внедрение программного обеспечения».
Ассоциация с приставкой «бизнес»
Для продвижения «Росатома» на новых рынках участники конгресса предложили создать международную молодежную бизнес-ассоциацию. «До конца не понимаю, что за ассоциация может быть создана в нынешних условиях и как можно общественной организации придать бизнес-тематику, но это интересно, — отметил Алексей Лихачев. — Всем сердцем поддерживаю. Организация, которая станет точкой роста новых бизнесов и объединит компетенции молодых людей, — это очень интересно. Может, сейчас самое время начать, до конца года выстроить отношения. Ведь после горячей фазы конфликтов всегда идет дипломатическая. И к ней надо быть готовыми. Мы можем найти 10–15 стран, которые завтра приедут и сядут за стол переговоров. Такие ассоциации должны быть поддержкой в наших крупных зарубежных проектах».
Татьяна Терентьева
Заместитель гендиректора «Росатома» по персоналу
— Нам очень важно оперативно реагировать на внутренние сигналы. Регулярные исследования вовлеченности, пульс-опросы, фокус-группы, такие конференции, как эта, и другие инструменты дают возможность получать сигнал с мест и выстраивать культуру открытого диалога. Благодаря этому руководители своевременно принимают решения. В последние годы, включая пандемийные, у нас самый высокий уровень вовлеченности — 84 %. Он выше, чем международные бенчмарки лучших работодателей. Это в том числе позволяет нам сплотиться, строить крепкую корпоративную культуру, вместе преодолевать трудности и добиваться лучших результатов.
Инкубаторы для акселератора
Для развития новых продуктов всем дивизионам необходимы инкубаторы бизнес-идей, сошлись во мнении Алексей Лихачев и молодые лидеры. Такой опыт уже есть у ТВЭЛ: 36 идей сотрудников компании собраны и переданы в бизнес-акселератор «Иннохаб» в рамках проекта «Генератор инициативы». «В отраслевом совете молодежи появилось сообщество «Корпоративные предприниматели «Росатома». Мы возьмем наработки ТВЭЛ и других дивизионов, выберем лучшее и сделаем кейс пред-акселерации бизнес-идей, чтобы его могли масштабировать молодежные организации на всех предприятиях. В этом году планируем охватить пять дивизионов, в дальнейшем распространить опыт на всю госкорпорацию», — рассказал старший менеджер проекта «Цифровая экономика» «Цифрума» Семен Волчков.
Дебюрократический субботник
Бюрократизацию молодежный актив считает самой насущной проблемой, не решив ее, невозможно добиться высоких результатов. Участники конгресса предложили провести отраслевой субботник по дебюрократизации: каждый сотрудник сообщит о забюрократизированных процессах. Все ответы и предложения проанализируют и разработают решения. Алексей Лихачев согласился, что тема злободневная, и поддержал идею субботника. Но посоветовал хорошо продумать механизм: для начала сегментировать работу по дивизионам и предприятиям, четко сформулировать задачу для участников, определить методику анализа. «Чтобы предложения не пропали и были реализованы. Нужно будет отвечать за каждое решение. По большому счету это будет субботник и для меня», — резюмировал глава госкорпорации.
Атомграды как маленькая Швейцария
Еще одно предложение — брендировать атомные города. Позиционировать их как маленькую Швейцарию, чтобы ЗАТО воспринимали не как закрытые города, а как «зеленые активные технологичные образования». Таковыми они уже являются, уверены участники конгресса, — нужно, чтобы это увидели все. Инженер-программист ВНИИА Алексей Тонкошкуров перечислил предложения его группы: «Обсудить с активистами городов фишки, которые могут стать брендом и привлекать людей. Развивать концепцию «Я — амбассадор своего города», активнее делиться инициативами. Ведь мы уже «Тесла» среди городов». Алексей Лихачев сказал, что встречи с жителями можно организовывать в рамках его рабочих поездок в атомные города, которые планируется возобновить на регулярной основе с июня.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Мария Шинкарева
Ведущий специалист по внутренним и внешним коммуникациям, «Атомспецтранс»
— У нас много инициатив, и на конгрессе нам всем дали возможность высказаться. Спасибо за это «Росатому». Я работала в других компаниях, и нечасто встретишь такое отношение к молодежи. У нас столько возможностей, такая поддержка, гранты — просто надо поискать. Единственное, чего, на мой взгляд, не хватает — платформы для молодежи, где были бы собраны все предложения поддержки и лучшие практики по волонтерству, развитию молодежных сообществ и др. У нас все инициативные, мы много придумываем, но не всегда понимаем, как реализовать. Хорошо было бы собрать успешные решения, которые можно тиражировать на всех предприятиях или атомных городах. И хотелось бы чаще обсуждать лучшие практики на таких конгрессах.
Алексей Тонкошкуров
Инженер-программист, ВНИИА
— У молодежи мало ресурсов делать какие-то супервещи, потому что они в большинстве случаев требуют материальных затрат, поддержки руководителей, которая не всегда находится. Мы, молодежь, позволяем себе думать не так, как руководитель. И я считаю, это неплохо, потому что вряд ли бывают плохие идеи, просто их недодумали, недокрутили. Возможно, сейчас мы ничего сделать особо не можем, но своими идеями мы можем подталкивать руководителей к каким-то мыслям, проектам.
Этим мы и занимались на конгрессе. Например, Алексея Евгеньевича [Лихачева] точно заставила задуматься наша идея дебюрократизации. Мы все знаем, что есть проблема, но никто не додумался провести субботник, чтобы собрать предложения, как ее решать. Еще одна, немного безумная, идея была — проводить в закрытых городах экскурсии для всех желающих.
На конгрессе были 250 лидеров, и все предлагали идеи, в группах устраивали реальные дебаты. Этого сейчас не хватает молодежи — смелости высказываться, площадок. Исчезли привычные соцсети, и не очень понятно, куда нам транслировать свои мысли.
Семен Волчков
Старший менеджер проекта «Цифровая экономика», «Цифрум»
— Я лидер отраслевого совета молодежи по направлениям нового бизнеса. В 2020 году мы решили, что наша миссия — давать возможность всем молодым сотрудникам, у которых есть предпринимательская жилка, реализовывать свои идеи. Мы начали искать этих людей, собирать в сообщества. Обмениваемся опытом, проводим конкурсы идей. Сейчас к нам присоединяются ребята из ТВЭЛ, которые в этом году свой конкурс запустили. Уже формируется отраслевая площадка, на которой все люди с идеями обсуждают свои проекты.
Пока отрасль не колосится молодежными идеями, но уже есть очаги, где это происходит. Хотим, чтобы они разрослись по всей отрасли, чтобы те, у кого есть предпринимательская жилка, а таких немного, были услышаны. Их нельзя упустить, это самые ценные кадры. У них широкое видение. Они любопытны, им интересно что-то попробовать, предлагать. На уровне руководства уже звучат сигналы: мы готовы запускать новые продукты, которые будут конкурентоспособны не только в России, но и за рубежом.
Топ‑3 актуальных направлений новых бизнесов госкорпорации, на мой взгляд, — ветроэнергетика, композиты и цифровые продукты. Вообще, я фанат композитов, мы уже делаем потрясающие вещи, потому что перешли от B2B на рынок продуктов для людей — производим клюшки например. Я сам играю в хоккей, и для меня очень актуально, что появились российские клюшки не хуже зарубежных.
Юрий Климин
Студент филиала МГУ в Сарове
— «Росатом» — один из самых надежных работодателей в стране, на мой взгляд. То, что в госкомпаниях мало свободы, мне кажется, к «Росатому» не относится. Но проблема закрытости существует. Например, я программист, и мне тяжело в Сарове, потому что технологии постоянно движутся, каждый день появляется что-то новое, и из-за закрытости можно отстать. Иногда просто можно взять решения, которые были сделаны до меня, и на их основе продолжать, а не создавать заново своими усилиями всю цепочку. В общем, хотелось бы больше свободы здесь, но, естественно, не в ущерб безопасности. А также свободы для самореализации, чтобы давали поле для творчества и слышали наши идеи, а не требовали делать только рабочие задачи. Ведь глобальная цель саровского филиала МГУ — воспитание новой научной элиты, поколения с идеями как у Курчатова и Зельдовича, которое бы продвигало науку и общество в целом.
Наталья Наумченко
Специалист по подготовке персонала атомной станции, Техническая академия «Росатома»
— У «Росатома» сформулировано «Видение‑2030». Корпорация ждет, чтобы молодежь поддержала это и сделала все максимально возможное, чтобы оно стало реальностью. Молодежь сейчас острее чувствует этот новый виток в развитии, и главное — мы занимаем нишу новаторов в отрасли и вообще в стране. Проводится много мероприятий для молодежи, создаются условия, есть различные компенсации. Рабочие места, которые улучшаются, модернизируются, новые проекты, на которые приглашают молодых специалистов, чтобы они добавили драйва и зажигательности. «Росатом» максимально открыт для того, чтобы молодежь приходила и оставалась на долгий срок. Единственное, чего нам не хватает, — это коммуникации. Мы хотим больше общаться, больше площадок, где мы можем делиться мнениями, опытом, где мы можем дискутировать и создавать что-то новое.
Иван Бухтеев
Главный специалист по управлению внешнеэкономической деятельностью, «ЦНИИТМАШ»
— В настоящее время молодежь играет огромную роль в становлении экономики страны. Мы можем не только представлять и развивать какие-то проекты, но и непосредственно вести диалог с руководителями. От нашей работоспособности зависит то, какой будет Россия в ближайшем будущем. Однако молодежное сообщество сталкивается с некоторыми проблемами на пути к достижению целей, которые перед нами ставит «Росатом». Самая главная проблема — это отсутствие должной мотивации: «зачем мне туда вступать», «зачем мне этим заниматься». Во-вторых, нехватка времени: «у меня много работы и научных исследований». В-третьих, отношение руководителей. Некоторые считают, что не надо заниматься молодежными делами, это отвлекает от основных задач.