Балаково глазами ЦРУ: читаем рассекреченные архивы Лэнгли

Внимание ЦРУ всегда было приковано к советским атомградам и расположенным там предприятиям. Но один из этих городов — ​Балаково — ​попал под колпак разведслужбы США задолго до того, как там началось строительство Балаковской АЭС. Чем же заинтересовал он агентов и аналитиков Лэнгли? Ответ наш обозреватель нашел в архивах ЦРУ.

Документы Центрального разведывательного управления США регулярно выкладываются для всеобщего ознакомления в интернет в порядке их рассекречивания в соответствии с американским Законом о свободе информации. Этот закон вступил в действие еще в 1966 году. Разумеется, рассекречены и находятся в свободном доступе далеко не самые важные бумаги. Да и в них некоторые фрагменты изъяты во избежание идентификации агентуры, штатных сотрудников и технических параметров тех же разведывательных искусственных спутников Земли, которыми ЦРУ оперирует. И тем не менее чтение увлекательное.

От неизвестного агента

Первое упоминание Балакова в рассекреченных ныне файлах относится к 1940‑м годам, то есть на прицеле у ЦРУ город оказался практически с момента образования этой спецслужбы в 1947 году. Американскую разведку тогда заинтересовали балаковские промышленные объекты.

В секретном отчете «Balakovo Ship Repair and Diesel Engine Plant» («Предприятие судоремонта и дизельных двигателей в Балакове»), датированном 31 августа 1949 года, агенты ЦРУ подробно описывают судоремонтный и машиностроительный заводы. Сейчас это Балаковский судостроительно-судоремонтный завод, где недавно были построены катера ледового класса «Юрий Бабаев» и «Юрий Осокин», и «Волжский дизель им. Маминых», давно избавившийся от имени Дзержинского и носящий фамилию своих дореволюционных основателей — ​братьев Якова и Ивана Маминых. Впрочем, горожане и сегодня называют его «завод Дзержинского» или просто «Дзержуха».

В 1941–1945 годы оба завода работали на оборонную промышленность, причем на судоремонтном, куда была эвакуирована еще и небольшая верфь из Ленинграда, строились малые охотники за подводными лодками для Черноморского флота. Возможно, это и определило интерес ЦРУ к Балакову. Оба завода ЦРУ почему-то считало единым промышленным комплексом.

«В Балакове существуют два завода по ремонту всех типов волжских судов. Один известен как завод ОКХ, а другой — ​это Южный судоремонтный завод (непонятно, почему в ЦРУ их так называли. — «СР»). Ремонт машин и другого оборудования волжских пароходов ведется на одном заводе, станки которого получены из Германии. На этом заводе работают 1 тыс. советских граждан, — ​говорится в отчете. — ​Завод построен давно, но на момент наблюдения уже был оснащен большим количеством немецких станков. Сообщается, что основное здание завода имеет примерно 400 футов в длину и 50–100 футов в ширину. Завод окружен забором и находится под военной охраной.

Еще один завод обозначен как ОКС (опять вопрос, что это за аббревиатура. — «СР»). Там выпускаются дизельные и судовые нефтяные двигатели разных размеров. Энергоснабжение завода осуществляется собственной электростанцией, работающей на угле и мазуте. Поскольку завод не имеет подъездных путей (железнодорожных. — «СР»), транспортные операции осуществляются с помощью грузовых автомобилей. Персонал завода, включая военнопленных, составляет 4–5 тыс. человек. Они работают в три смены по восемь часов каждая.

Завод им. Дзержинского занимает территорию 650 на 1 тыс. футов. На заводе выпускаются запчасти для дизельных двигателей, блоки цилиндров, втулки, форсунки, поршневые кольца и коленвалы. В каждой из трех заводских смен без выходных заняты две сотни военнопленных и 400–500 советских граждан».

В документах ЦРУ указан номер лагеря военнопленных (видимо, немецких), привлекавшихся к работе на балаковских предприятиях, — № 7137/7. Располагался он недалеко от «Дзержухи» у реки Балаковки, от которой после возведения Саратовской ГЭС осталось лишь небольшое озеро — ​на его берегах любят отдыхать горожане. Ну а кто сливал информацию о «Дзержухе» и судоремонтном заводе американцам, неизвестно и по прошествии более 70 лет после составления этого отчета, рассекреченного правительством США только в 2005 году. Фрагмент с упоминанием источника этой информации из файла, доступного пользователям интернета, предусмотрительно вырезан. ЦРУ старается хранить имена своих агентов в тайне.

Подсмотрено в «Замочную скважину»

ЦРУ интересовалось и чисто военными вопросами, связанными с Балаковским районом. При этом оно полагалось на возможности спутниковой фоторазведки.

Серия разведспутников, запускавшихся на орбиту в интересах Лэнгли, получила название «Ки Хоул» — ​Key Hole (KH). С английского это переводится как «замочная скважина» — ​парням из ЦРУ не откажешь в своеобразном чувстве юмора.

Один из наиболее совершенных образцов таких спутников, KH‑8, созданный знаменитой американской авиастроительной фирмой Lockheed, был оснащен многократно включавшимся двигателем орбитального маневра и предназначался для фотографирования стратегических объектов с разрешающей способностью до 0,2 м. 20 см — ​это расстояние между двумя объектами, воспроизводимыми и различимыми на фотографии. Проще говоря, с помощью такого спутника иногда можно было даже определить по погонам звание засевшего в придорожной засаде гаишника. Отснятую фотопленку спутник отстреливал в специальной жаропрочной капсуле, которая спускалась на парашюте над Тихим океаном. Там ее прямо в воздухе ловили оснащенные захватами транспортные самолеты С‑130 Hercules («Геркулес» — ​аналоги нашего Ан‑12).

Так выглядел Балаковский судостроительно-судоремонтный завод в 1973 году. Недавно с его верфей сошли катера ледового класса «Юрий Бабаев» и «Юрий Осокин»

Так вот, в объектив американских спутников детальной фоторазведки «Ки Хоул» как раз и попадали Балаковский и Вольский районы. Например, в отчете ЦРУ от 29 марта 1963 года (рассекречен в 2008‑м) приводится следующая информация об одной из миссий «Замочной скважины»: «Продолжающееся изучение фотографий «Ки Хоул» относительно развертывания в СССР зенитных ракетных систем позволило установить, что позиции зенитно-ракетных комплексов в зоне Вольск — ​Балаково, ранее идентифицированных как SA‑2, должны рассматриваться как позиции зенитных ракетных комплексов более нового типа. Конфигурация и размеры обеих стартовых позиций подобны позициям именно зенитно-ракетных комплексов нового типа».

Позиции в Вольском районе цэрэушники обозначили индексом A17, в Балаковском — ​B08. Речь идет о размещенном в Балаковском районе 560‑м гвардейском зенитно-ракетном полке, который заступил на боевое дежурство в 1962 году.

На сайте ветеранов полка udar-info.jimdofree.com об этой части приводятся такие сведения: «Антигитлеровская коалиция распалась на два враждующих лагеря, бряцающих атомными бомбами, основным способом доставки которых являлась авиация. Для защиты от этой воздушной угрозы развиваются войска противовоздушной обороны, усиленные группировки которых создаются вокруг стратегических объектов. Они находились и в Саратовской области, и, судя по вооружению тех лет, основным из них вначале была ГЭС, а затем и АЭС, и находились они именно в Балакове.

В Балакове именно по этим причинам оказался 560‑й гвардейский зенитный ракетный полк ПВО страны. На его вооружении находились зенитно-ракетные комплексы средней и большой дальности С‑75 и С‑200 соответственно».

Тут нужно кое-что пояснить — ​то, что осталось за кадром того отчета. Теперь об этом уже можно рассказать. Комплекс С‑75 («Система 75»), которому американцы, не зная истинного обозначения, присвоили индекс SA‑2 (surface-to-air, то есть «земля — ​воздух») — ​тот самый, с помощью которого 1 мая 1960 года был сбит рядом со Свердловском высотный самолет-разведчик U‑2 пилота ЦРУ Пауэрса. А потом, 27 октября 1962 года, — ​такой же самолет, в ходе Карибского кризиса проникший в воздушное пространство Кубы. В отличие от спасшегося на парашюте Пауэрса, пилотировавший второй U‑2 майор ВВС США Андерсон погиб.

А вообще первыми боевой счет «Системы 75» открыли даже не советские войска ПВО, а китайские, которым она также поставлялась. 7 октября 1959‑го китайцы сбили этим комплексом тайваньский самолет-разведчик американского производства RB‑57D. Затем на протяжении нескольких лет Китай, используя С‑75 и его копии «Хунци‑1» собственного производства, уничтожил над своей территорией аж пять U‑2 ВВС Тайваня, вылетавших на разведку — ​в том числе ядерных объектов КНР.

Но звездным часом С‑75 стала война во Вьетнаме, где его ракетами было сбито множество американских боевых самолетов, включая тяжелые стратегические бомбардировщики B‑52. Применялись С‑75 и против израильской авиации в ходе ближневосточных конфликтов.

А вот что касается С‑200 (западное обозначение SA‑5), то, оценивая систему ПВО, развернутую в Балаковском районе (в Вольском районе упомянутый полк долго не задержался), ЦРУ дало точный прогноз. Под зенитно-ракетными комплексами нового типа подразумевались дальнобойные зенитные ракетные системы С‑200, тогда совершенно секретные. Их, в отличие от С‑75, никогда не показывали во время парадов на Красной площади. А чтобы ввести в заблуждение иностранных военных атташе и прочих разведчиков, за С‑200 выдавали парадные макеты-пустышки ракет так и не поступившей на вооружение аналогичной по назначению системы ПВО «Даль».

Как и С‑75, комплекс C‑200 давно снят с вооружения в России и заменен на более современные комплексы, но еще служит в ряде зарубежных государств, причем некоторое время он имелся и в бундесвере ФРГ, которому достался от канувшей в Лету Национальной народной армии ГДР.

560‑го гвардейского зенитного ракетного полка тоже уже нет — ​он расформирован в ходе сокращения армии в 1994 году, и теперь это не более чем история. Кстати, тоже вполне себе атомная: для гарантированного поражения наиболее опасных воздушных целей, в том числе групповых, зенитные управляемые ракеты комплексов С‑75 и С‑200 могли снаряжаться ядерными боевыми частями. Работы над таким спецоснащением зенитных управляемых ракет были начаты во ВНИИА им. Духова еще в середине 1950‑х годов.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: