Подводные течения: что говорили западные аналитики о советском ВМФ

Впервые в главном военноморском параде 25 июля приняли участие сразу три атомные субмарины: подлодка проекта «Борей-А», АПЛ «Вепрь» и «Орел». Наверняка западные эксперты спустя некоторое время дадут оценку состоянию флота России. А как зарубежные аналитики характеризовали ВМФ советского периода — наш обозреватель изучил первоисточники.

В послевоенное время Советский Союз ценой огромных затрат и немалых народных лишений создал сильнейший в отечественной истории военно-морской флот, который на равных делил Мировой океан с ВМС США и их союзниками по НАТО. Достаточно отметить, что по состоянию на последний год существования (1991-й) СССР располагал 171 атомной субмариной против 140 американских, 19 британских и 11 французских. Не развались Страна Советов, в 2000 году в составе ее флота действовал бы десяток авианосцев, включая четыре атомных.

Угрожающий прогноз

«Ни одна держава в мире не имеет в мирное время такого подводного флота, как СССР. <…> Атомные субмарины, вооруженные ракетами, будут представлять угрозу не только морским перевозкам, но и стратегическую угрозу Западу. Города Европы и побережья США могут стать заложниками советских подлодок, вооруженных крылатыми или баллистическими ракетами с ядерными боеголовками».

Из статьи американского аналитика Хэнсона Болдуина «Стратегический фон», сборник The Soviet Navy («Советский военно-морской флот»), 1958 год

Ядерные камикадзе

«…Советский флот будет играть ключевую роль. Задолго до дня «Д» (начала войны. — «СР») субмарины и торговые корабли поддержки произведут установку мин, ядерных и обычных, в соответствующих районах. <…> Некоторые торговые корабли с ядерными зарядами на борту могут выполнять роль «камикадзе» в назначенный час «Ч» в таких пунктах, как Панамский канал или гавань Нью- Йорка. <…> С началом ядерной войны в час «Ч» советские подводные лодки всплывут и нанесут неожиданные ядерные ракетные удары по портам и индустриальным центрам, прежде всего на территории США».

Из статьи начальника исторического отдела Военно-морского министерства США Эрнста Эллера «Последствия роста советской морской мощи», The Soviet Navy, 1958 год

Монстры в глубинах

«Современному ядерному подводному флоту (советско-му. — «СР») предшествовала постройка атомных подводных лодок класса November (условное наименование, присвоенное в НАТО первым нашим атомным субмаринам проектов 627 и 627А «Кит» с чисто торпедным вооружением. — «СР»). Имея водоизмещение более 4 тыс. т, они были быстроходными, но шумными.

Последний недостаток был присущ и атомным лодкам классов Echo I и Echo II (проекты 659 и 675. — «СР»), вооруженным соответственно шестью и восемью крылатыми ракетами SSN-3 (натовское обозначение ракеты П-5 для поражения береговых целей, оснащенной ядерной или термоядерной боевой частью мощностью 200–650 кт. — «СР»). Это были субмарины «переднего края» обороны СССР, как и дизельные лодки класса Juliet (проект 651. — «СР»), каждая из которых несла по четыре ракеты SSN-3.

Советские субмарины оснащались не только крылатыми ракетами. Дизельные класса Golf (проект 629. — «СР») и атомные класса Hotel (проект 658. — «СР») изначально вооружались баллистическими ракетами SSN-4 (Р-13, мощность термоядерной боевой части — 1 Мт. — «СР»), которые в дальнейшем были заменены на ракеты SSN-5 (Р-21 с аналогичной боевой частью. — «СР»), имеющие дальность стрельбы 700 миль.

Затем возникла некая пауза, после чего советский флот обзавелся тремя классами новых атомных субмарин — многоцелевыми Victor (проект 671 «Ерш». — «СР»), ракетными Charlie (проект 670 «Скат». — «СР»), являющимися носителями восьми крылатых ракет с подводным стартом (впервые в мире для ракет данного типа) SSN-7 (П-70 «Аметист» с ядерной боевой частью мощностью 200 кт. — «СР»), и стратегическими Yankee (проект 667 «Навага». — «СР»). Каждая Yankee располагала 16 шахтами для баллистических ракет SSN-6 (Р-27 с термоядерной боеголовкой мегатонного диапазона мощности. — «СР») с дальностью 1,3 тыс. миль. Дальнейшее совершенствование привело к появлению атомных субмарин классов Victor II (проект 671РТ. — «СР»), Papa (проект 661 «Анчар». — «СР») и Delta (проект 667Б «Мурена». — «СР»). Именно последние вызвали наиболее существенные изменения в сегодняшнем балансе военно-морской мощи. Вооруженные 12 баллистическими ракетами SSN-8 (Р-29, мощность термоядерной боеголовки — 1 Мт. — «СР») с дальностью пуска 4,2 тыс. миль, субмарины класса Delta могут поражать цели на территории США и Канады, а также всей Азии (зарубежной по отношению к СССР. — «СР») без необходимости покидать акватории Баренцева и Гренландского морей.

Последний монстр, атомная лодка класса Delta II (проект 667БД «Мурена-М». — «СР»), несет, вероятно, уже 16 таких ракет при водоизмещении 16 тыс. т. Это крупнейшие (на тот момент. — «СР») субмарины, ставшие внушительным пополнением советского подводного флота, насчитывающего порядка 340 единиц (атомных и дизельных вместе. — «СР»)».

Из книги The Soviet War Machine («Советская военная машина»), 1976 год

Атомный дредноут

«Киров» (тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан», в 1992 году переименован в «Адмирал Ушаков». К этому типу кораблей принадлежит нынешний «Петр Великий». — «СР») — крупнейший боевой корабль мира, построенный после Второй мировой войны, если не учитывать авианосцы. На Западе в отношении «Кирова» применяется классификация «линейный крейсер», что отражает уважительное восприятие его размеров и огневой мощи. Термин «линейный крейсер» появился в эпоху дредноутов и использовался в отношении кораблей, сопоставимых в вооружении с линкорами, но превосходивших их в скорости, при этом лишь несколько уступая в бронировании. Тип «Киров» отличается уникальным сочетанием ядерной и обычной углеводородной энергетики. Корабль имеет два атомных реактора, сопряженных с работающими на мазуте котлами, что обеспечивает необходимые для поддержания высоких скоростей хода параметры подаваемого в турбины пара. Есть информация, что второй корабль в серии («Фрунзе», с 1992 года «Адмирал Лазарев». — «СР») предусматривается оснастить лазерной противоракетной системой».

Из книги американского военно-морского эксперта Нормана Полмара Guide to the Soviet Navy («Путеводитель по советскому военно-морскому флоту»), 1983 год

Тихий вызов

«После 10-летнего периода строительства атомных лодок с высоким уровнем шумности Советы начали строить лодки достаточно малошумные, чтобы бросить нам главный технологический вызов, имеющий прямое значение для нашей национальной безопасности».

Из доклада спецкомиссии комитета по вооружениям конгресса США, 1989 год

Последний аргумент

«Предполагалось (якобы Советским Союзом в случае войны с США. — «СР») нанесение мощного первого удара, достаточно сильного для уничтожения американских ядерных сил наземного базирования, что должно было бы заставить США пойти на уступки перед угрозой всеобщего ядерного уничтожения. Подобная уступчивость правительства США должна была возрасти под влиянием известия о том, что советские атомные подводные лодки с баллистическими ракетами не участвовали в первом ударе и готовы нанести свой удар по американским городам».

Из сборника статей британских аналитиков Брайана Рэнфта и Джеффри Тилла The sea in Soviet strategy («Море в советской стратегии»), 1989 год

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Люди
На пути в капитаны: студенты рассказали о практике на атомном ледоколе
Федеральный номер «Страна Росатом» №35 (499)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» №35 (499)

Андрей Никипелов: «Через несколько лет мы войдем в топ-5 российских машиностроительных компаний» — стр. 4

Что повидал на своем коротком веку корпус нового ВВЭР-ТОИ — стр. 13

Кто присматривает за 22 маяками на Севморпути —  стр. 14

Скачать
События
«Страна Росатом» запускает новый фотобанк
События
Почему Марс без воды: новости недели, которые стоят внимания
События
Быстрее, зеленее, устойчивее: что обсуждали на Генконференции МАГАТЭ
Синхроинфотрон
Полярный дневник: про розовый снег, рождение айсбергов и умную молодежь
Показать ещё