Идеи вокруг хлора: как акселератор помог сэкономить время и ресурсы

Иногда бывает и так: заходишь в акселератор с одной идеей, а выходишь на рынок с другой, куда более эффективной. О том, как институт поддержки стартапов помогает сэкономить время на проверке рабочих гипотез и повысить рентабельность реализации проектов, рассказывает руководитель проектного офиса Ангарского электролизного химического комбината (АЭХК) Николай Козлов.

— Когда вы впервые представили проект в акселератор?

— Мне довелось принимать участие в разработке концепции и механизмов функционирования бизнес-акселератора. В связи с тем, что он нацелен на поиск, отбор и развитие идей и проектов в области неядерного бизнеса, а это направление для нашего предприятия одно из приоритетных, меня назначили ответственным за участие в бизнес-акселераторе в целом по предприятию. В начале 2020 года я вместе с проектной командой приступил к реализации первого проекта — ​по производству монохлоруксусной кислоты.

— В чем его суть?

— На АЭХК создается крупнотоннажное производство гидроксида лития и уже введена в комплексную апробацию опытно-промышленная установка. При получении гидроксида лития образуется избыток хлора, который необходимо утилизировать. Одновременно мы ведем работы по другому проекту — ​созданию производства полианионной целлюлозы. В качестве сырья для нее используется монохлоруксусная кислота, для получения которой нужен в том числе хлор. Вот и возникла идея: из хлора, образующегося на одном производстве, получать сырье, используемое в другом. Такой симбиоз проектов, позволяющий решить сразу две технологические задачи и тем самым повысить эффективность обоих производств.

— С этой идеей вы пришли в акселератор. Что было дальше?

— Там мы смогли за относительно короткий промежуток времени, всего три месяца, провести первичную, но всестороннюю оценку этого проекта. В ходе бизнес-моделирования проработали несколько гипотез, сопоставили техническую реализуемость и экономическую целесообразность создания такого производства. Сравнили расчетную себестоимость производства монохлоруксусной кислоты с ее рыночной ценой. И выяснили, что строить такое производство в России экономически нецелесообразно: в связи с высокой стоимостью сырья себестоимость получалась значительно выше, чем та, по которой можно приобрести монохлоруксусную кислоту на рынке.

— То есть проект отклонили. Получается, бизнес-акселератор вам не помог?

— Напротив, очень помог. В основном эффект проявился в экономии времени. Сейчас постараюсь пояснить. В отрасли существует установленный процесс инициирования инвестиционных проектов, согласно которому необходимо пройти определенные этапы и подготовить разнообразные документы. Это требует значительного времени и трудозатрат на проработку и формирование пакета документов. Данная схема хорошо применима к проектам с высокой степенью проработки.

Для бизнес-идей, которые еще не имеют четкого контура проекта, целевого продукта и потребительского сектора, технологии и многого другого, такая процедура избыточна и не очень подходит.

Бизнес-акселератор позволяет проработать проект по упрощенной схеме, без формализации некоторых результатов и этапов. Это в совокупности с применяемыми уникальными методиками и форматом работы команды проекта дает возможность значительно сократить время проведения оценки бизнес-инициативы. В нашем случае, как я уже упоминал, нам потребовалось около трех месяцев. А экономия времени — ​это и экономия других ресурсов, в том числе финансовых. Взять хотя бы заработную плату сотрудников. Хочу отдельно отметить, что экономический результат мы все-таки получили.

— Каким же образом?

— На этапе бизнес-моделирования мы поняли, что надо взять в качестве продукта не монохлоруксусную кислоту, а найти другой получаемый из хлора и востребованный на рынке химикат. В итоге наша бизнес-идея трансформировалась в другой проект, который мы реализовали в прошлом году — ​опять через бизнес-акселератор, но более успешно. Новым продуктом стал гипохлорит натрия. Мы нашли потребителей, поняли, как его производить, какое для этого требуется оборудование и инвестиции. Работы по созданию технологического передела получения гипохлорита натрия включили в состав инвестиционного проекта по созданию крупнотоннажного производства гидроксида лития. Получили одобрение Совета по развитию и глобализации «Росатома». То есть второй наш проект в бизнес-акселераторе состоялся с практическим результатом. Объем выручки там относительно небольшой — ​30–60 млн рублей в год, но так как отпала необходимость утилизировать хлор, то с учетом дополнительной выручки в будущем мы получим заметный экономический эффект.

— Первый этап акселератора — ​бизнес-моделирование, второй — ​прототипирование. Вы его проходили?

— Суть бизнес-акселератора — ​доказать заинтересованному потребителю, что у вас есть подходящий продукт, который понятно, как производить. Если мы говорим о каком-то изделии или оборудовании, то для потребителя можно изготовить макет или опытный образец на стандартном оборудовании. Проекты АЭХК несколько отличаются от других проектов бизнес-акселератора. Наша специализация — ​химическая продукция. Тут нельзя предложить воспроизводимый по свойствам прототип, не создав само производство. Поэтому в силу специфики деятельности мы пока останавливались на этапе моделирования. Хотя рассматриваем возможность получения в рамках прототипирования опытных образцов для определения технологии производства, ее технических и экономических показателей и подтверждения, что требуемое на рынке качество продукта достижимо.

— Что посоветуете коллегам, которые решат пойти в акселератор со своими проектами?

— Главное — ​не бояться. Не бояться ставить задачи и их реализовывать, не бояться учиться чему-то новому, применять новые практики и подходы. В рамках проекта команде предстоит много взаимодействовать с внешним миром — ​экспертами, потребителями, бизнес-заказчиками. Не стоит бояться живого общения, несмотря на всеобщий тренд переписываться в чатах, по почте и в мессенджерах.

Важно объективно оценивать свои результаты и не бояться, что они будут не теми, которые ожидались на старте проекта. Если результат отрицательный, как было с нашим первым проектом по монохлоруксусной кислоте, то это тоже результат, который позволил сэкономить время, ресурсы, переключиться на другие задачи и проекты. А значит, стать более эффективными, не останавливаться и двигаться дальше в реализации своих планов.


ОБ АКСЕЛЕРАТОРЕ

• Сбор заявок нового цикла — ​до 13 августа

• Информация о направлениях, критериях отбора и форма заявки — ​на сайте ih.rosatom.ru

• Задайте вопрос эксперту акселератора: ba@rosatom.ru.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: