Как создать в России полную литиевую цепочку 

Россия входит в десятку стран с самыми крупными запасами лития. Однако больше 20 лет его не добывали, предпочитая дешевый импорт. Теперь все изменилось. Чтобы обеспечить технологический суверенитет, необходимы собственные мощности для всех этапов: от добычи лития до изготовления источников накопления энергии. Насколько быстро это можно сделать и какие проблемы на этом пути предстоит решить, обсуждали в Новосибирске на бизнес-диалоге «Новый этап в развитии промышленности России: перспективы создания полной литиевой цепочки».

Пока в дефиците

На дискуссию, организованную ТВЭЛ, собрались представители всех компаний — игроков литиевого рынка в России, «Росатома», а также государственные чиновники.

Литий часто называют нефтью новой экономики. Этот металл — ​ключевой «ингредиент» аккумуляторов. Их используют повсеместно, но ажиотажный спрос на литий в мире связан в большей степени со взрывным ростом рынка электромобилей. Соответственно, растут цены: если в ноябре 2021 года гидроксид лития на Лондонской бирже металлов стоил 29,8 тыс. долларов за тонну, то в декабре 2022 года — ​уже 84,6 тыс. Такой скачок вкупе с отказом поставщиков из Австралии, Чили и Аргентины работать с российскими компаниями привел к дефициту сырья на нашем рынке.

Крупнейшие производители гидроксида лития и металлического лития в России — ​Новосибирский завод химконцентратов (НЗХК) и Ангарский электролизный химический комбинат (АЭХК) — ​были вынуждены снизить объемы производства.

«Переход (к новой схеме поставок сырья. — «СР»), будем откровенны, был непростым и болезненным. Изменились и объемы поставок, и объемы отгрузки продукции потребителям. Но мы не без оснований надеемся, что в относительно короткое время все наверстаем. Нынешнее снижение объемов производства — ​временное явление», — ​считает директор бизнес-направления «Спецхимия» ТВЭЛ Михаил Метелкин.

Вопрос о создании полной, не зависящей от экспорта цепочки производства литиевой продукции был поднят на уровне правительства. До 2030 года должны быть освоены пять крупных литиевых месторождений, записано в стратегии развития металлургической промышленности России. Но недостаточно запустить добычу сырья. Должны быть производства первого передела (переработка, получение гидроксида, карбоната или металлического лития), второго (выпуск литийсодержащей продукции, прежде всего катодных материалов), третьего (производство ячеек и накопителей) и четвертого (изделия с аккумуляторами).

Два года до добычи

«Полагаю, в течение ближайших двух лет мы сможем организовать добычу в промышленных масштабах. У нас сейчас реализуется целый ряд проектов», — ​заявил в ходе бизнес-диалога заместитель директора департамента металлургии и материалов Минпромторга Владислав Демидов.

К числу прорывных проектов относят «Полярный литий». Совместное предприятие «Норникеля» и горнорудного дивизиона «Росатома» будет разрабатывать Колмозерское месторождение в Мурманской области, крупнейшее в России. Предполагаемый масштаб — ​45 тыс. т в год карбоната и гидроксида лития. Выход на проектную мощность — ​2030 год.

Второй проект — ​«Арктический литий». Совместное предприятие «Халмека» и Химико-металлургического завода при участии Всероссийского научно-исследовательского института минерального сырья им. Федоровского и «Гиредмета» будет разрабатывать Полмостундровское месторождение, тоже в Мурманской области. В этом году добыча не превысит 1 тыс. т в эквиваленте карбоната лития, а с 2026‑го увеличится до 20 тыс. т в год.

Кроме того, литий будут извлекать из отвалов Завитинского месторождения в Забайкальском крае. Планы по добыче лития из пластовых рассолов есть у «Газпрома» (на Ковыктинском месторождении) и у Иркутской нефтяной компании (на Ярактинском месторождении).

В перспективе 5–10 лет будет создана мощная база, способная покрыть спрос всех потребителей лития в России, уверен Михаил Метелкин.

Первый передел: нужны новые технологии

Есть в России и предприятия-переработчики: в первую очередь НЗХК и АЭХК, Химико-металлургический завод, «Халмек». Они смогут обеспечить первый передел, считают участники бизнес-диалога.

Проблема в том, что получить из руды или пластовых рассолов товарный продукт (гидроксид или карбонат лития) — ​непростая технологическая и экономическая задача. Литий у нас содержится не в минерализованных подземных водах, как в странах «литиевого треугольника»: Аргентине, Боливии и Чили, а в пегматитах — ​горных породах, включающих разные металлы. «Вынуть» литий из пегматита сложнее и дороже, чем выпарить воду. Получение лития из пластовых рассолов Ковыктинского и Ярактинского месторождений тоже требует особых технологических решений из-за высокого содержания кальция и магния.

«Мы работаем над созданием новых, современных производств металлического лития и солей лития на базе НЗХК и АЭХК. Уже получены инвестиционные решения от «Росатома», начаты научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы», — ​рассказал Михаил Метелкин.

«Вопрос себестоимости лития в России комплексный. Нужно рассматривать не только добычу, но и все переделы. Себестоимость должна быть сквозной, чтобы сделать конкурентный продукт. На стадии добычи мы используем самые современные технологии. На стадии первого передела уже готовы опытные установки для производства гидроксида лития в Ангарске на АЭХК — ​это совершенно новая, уникальная технология, которая позволит получить гидроксид с меньшими потерями и без отходов. Единственный минус — ​чуть выше расход электроэнергии, именно поэтому мы выбрали площадку, где есть дешевая электроэнергия. А дальше в соответствии с этим подходом нужно создавать производства второго передела», — ​пояснил Михаил Метелкин.

Второй передел: вопросов больше, чем ответов

Производств отдельных элементов для накопителей энергии — ​анодов, катодов, электролита — ​в России нет. И это узкое место в создаваемой цепочке, признают эксперты. «Без среднего звена сбыт будет по-прежнему ориентирован на Запад, а отечественные электромобили останутся без источников питания. И это вопрос не только бизнеса, инвестиций, но и прикладной науки, и подготовки кадров, и знаний. Все это требует внимания и поддержки государства. Только наличие всех частей пазла позволит запустить полноценное, независимое от импорта производство лития в России», — ​уверен Михаил Метелкин.

«Нужно понимать, что это высокотехнологичный продукт, — ​добавил Владислав Демидов. — Предприятия сами не могут разработать такие технологии. Правительство рассматривает возможности создания консорциумов с зарубежными компаниями, варианты сотрудничества, направленного на разработку технологии для российских заводов».

Правительство готово предоставить заинтересованным инвесторам комплекс мер господдержки: от фабрики проектного финансирования (для проектов с инвестициями минимум 3 млрд рублей) до грантов в размере 20–250 млн рублей. «Точечная работа ведется по каждому конкретному проекту, — ​сказал Владислав Демидов. — ​Но эти меры поддерживающие. Основные средства должны идти от частных инвесторов».

Третий передел: мегапланы на гигафабрики

Крупнейший производитель аккумуляторных батарей в России — ​РЭНЕРА. В октябре 2022 года в Калининграде был дан старт строительству ее гигафабрики мощностью 4 ГВт·ч в год. По расчетам, этого хватит на оснащение 50 тыс. электромобилей ежегодно. В случае повышенного спроса компания готова построить вторую и третью очереди, тогда мощность достигнет 14 ГВт·ч. Первая очередь заработает в 2025 году.

В декабре 2022 года у РЭНЕРА открылось сборочное производство накопителей энергии в Москве, на базе Московского завода полиметаллов. А в сентябре этого года стартовало строительство еще одной гигафабрики — ​в Новой Москве.

РЭНЕРА еще и самый крупный потребитель элементов аккумуляторных батарей в России. Но есть и другие — ​их количество измеряется десятками. В основном это производители аккумуляторов, например для нефтяников. Эти компании тоже активные участники диалога о создании литиевого производства полного цикла, подчеркнул Михаил Метелкин. Он уверен, что в России уже сформирован спрос на уровне четвертого передела: о планах закупать накопители энергии заявили автопроизводители, в частности АвтоВАЗ и «Москвич». «Росатом» объявил о создании собственной платформы электромобиля (см. «Испытания «Атома»), есть спрос на литий от авиастроителей.

Приходите за деньгами

Заместитель директора по технологическому развитию «Росатома» Дмитрий Иванец сообщил, что литиевый трек в госпрограмме по развитию высокотехнологичных отраслей промышленности занимает особое место. Из 100 млрд рублей бюджетной поддержки в рамках госпрограммы на литиевые проекты Минпромторг получил 24 млрд рублей, Минобрнауки на НИОКР — ​26 млрд.

«Финансовых ресурсов, которые сейчас есть у Минпромторга и Минобрнауки, хватает. Но компании не готовы быстро идти за деньгами от государства, — ​отметил Дмитрий Иванец. — ​В чем проблема: в условиях получения господдержки, в сложной отчетности, в отсутствии доступа к информации? У каждой компании свои ответы на эти вопросы. Мы со стороны «Росатома» совместно с министерствами стараемся облегчить компаниям получение средств». Бизнес-диалог — ​один из шагов в этом направлении.


ИСПЫТАНИЯ «АТОМА» 

Российский стартап «Кама» приступил к испытаниям функциональной платформы (нижней части) электромобиля «Атом». Для тестирования построены 13 образцов, которые являются полностью готовым решением серийной версии платформы.

Испытания продлятся до середины 2024 года, в их программу входит настройка шасси, системы термостатирования и электродвигателя, калибровка рулевого управления, системы торможения и систем помощи водителю ADAS.

В рамках проекта «Атом» создают целое семейство электромобилей, в мае показали макет базовой модели — ​компактного кроссовера. Машина проектируется на оригинальной заднеприводной электрической платформе. Габариты по длине, ширине и высоте — ​3995, 1780 и 1615 мм соответственно. Салон вмещает пятерых взрослых. Пятидверный кузов имеет двухобъемную форму с укороченным капотом. Привлекает внимание изящная пластика кузовных панелей и необычное решение светотехники: блоки ближнего и дальнего света размещены в углах бампера, над ними — ​светодиодная полоса дневных ходовых огней. Задние фонари визуально объединены в цельную горизонталь. По техзаданию машина должна проезжать на полном заряде до 500 км, максимальная скорость — ​170 км/ч, время разгона до 100 км/ч — ​семь секунд. «Атом» планируют оснастить литийионной тяговой батареей производства РЭНЕРА.

Пробную партию на заводе «Москвич» должны собрать в 2024 году, начало серийной сборки запланировано на вторую половину 2025 года.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: