Школьники Зеленогорска выучили буквы ПСР и перестали опаздывать на уроки

Как быстрее собраться утром в школу, найти время на внеклассные занятия и научиться печь блины так, чтобы кухня не превращалась в склад грязной посуды? В Зеленогорске специалисты Электрохимического завода решили обучить старшеклассников и педагогов принципам Производственной системы «Росатом». Образовательный проект «Основы бережливого производства» длится больше года, в нем принимают участие 200 подростков и несколько десятков взрослых. Как ПСР изменила подход школьников и учителей к организации учебы и быта, узнала наша корреспондентка.

Ученики 7–11-го классов в школах и центрах дополнительного образования Зеленогорска осваивают проектную деятельность с помощью инструментов ПСР. Проводниками в этот мир для школьников стали молодые специалисты ЭХЗ под руководством главного специалиста группы развития персонала по управлению улучшениями и культуре безопасности завода Дмитрия Пикалова и начальника отдела разработки технической документации Тимура Зияева. Для наглядности на занятиях наставники используют анимацию, инфографику и мультипликацию. Играя, ученики решают вполне взрослые ­задачи.

Собраться в школу за 15 минут

«Для заданий берем актуальные сценарии — ​например, сборы в школу с момента пробуждения до начала первого урока, — ​рассказывает Дмитрий Пикалов. — ​Анализ начинают все одинаково: «Услышал будильник, встал, умылся, позавтракал, пришел в школу». А потом дети находят свои временные потери, отвечая на наши вопросы: проспал, потому что поздно лег; медленно собирался, потому что потерял носки и не погладил одежду заранее; жарил яичницу на завтрак, а мог бы с вечера зарядить мультиварку с кашей; мылся в ванной, а не в душе; на входе в школу болтал с Васей вместо того, чтобы готовиться к уроку. Так дети сразу понимают принципы тянущей системы и то, что нестабильные действия копятся как снежный ком, создавая проблемы. Заказчик, он же учитель, недоволен систематическими опозданиями, ребенок нервничает, каждое утро превращается в кошмар. Вместе мы проводим работу над ошибками».

Сделать утренние сборы основой одного из тренингов по ПСР для школьников Дмитрий Пикалов предложил, так как этот подход помог и ему. Отец двоих детей с помощью принципов ПСР научился беречь собственные нервы. Благодаря системному подходу вся его семья собирается по утрам максимум за полчаса, никто никуда не опаздывает.

«Моей старшей дочери Агате девять, она учится в четвертом классе, — ​рассказывает Дмитрий. — ​Помимо школы занимается рисованием, ходит на английский и в волейбольную секцию, ее рабочий день на два часа дольше моего. И это без домашних заданий. При этом она очень любит поспать. Наши с ней инструменты — ​картирование, «5С» и хронометраж. В итоге удалось спланировать все ее дневные перекусы, переодевания, выделить время для отдыха, а сборы в школу и дорога у нас занимают всего 20 минут. Она спит до 7 утра, потом у нее есть 15 минут на умывание и сборы, а в 7:20 она уже в школе. Еще 10 минут уходит на то, чтобы отвести младшего сына Акима в садик и нам с женой добраться до работы. У нас компактный город, все близко. ПСР плотно вошла в мою жизнь. Как только ставлю перед собой какую-то цель, у меня в голове запускается процесс визуализации, образы и слайды всплывают, я все главные события до пенсии уже распланировал».

Быстрее печь блины

Электрохимический завод и городское управление образования давно работают в связке, совместно решили множество задач по организации учебного процесса в школах. Новый проект начался так: педагоги пожаловались атомщикам, что дети неохотно берутся за проекты, и спросили, нет ли подходящих тренингов, способных решить проблему.

Сначала учебный курс по ПСР для школьников опробовали на педагогах Зеленогорска

«Мы подумали, что ПСР может помочь, — ​говорит Тимур Зияев. — ​С ее помощью удобно ставить задачи, выявлять проблемы, планировать работу. Мы с коллегами подогнали наши атомные тренинги под школьный формат и вначале опробовали получившийся продукт на педагогах. Они с радостью откликнулись, ведь мы предложили им бесплатно тот же самый пакет услуг, который за немалые деньги продают людям коучи и бизнес-тренеры».

Заместителю начальника отдела общего образования управления образования Зеленогорска Ольге Китаевой было важно лично испытать инструменты ПСР. Ей предстояло решить, продвигать их в школах города или нет. Говорит, что полученными знаниями пользуется до сих пор.

«Это не нудные лекции, а очень динамичные практические занятия. Они меняют мышление, помогают оптимизировать процессы не только в работе, но и вне ее, — ​поясняет Ольга Китаева. — ​Если инструментами ПСР пользоваться постоянно, жизнь меняется, в ней не остается места хаосу. Первое, что я сделала, — ​разложила все папки с документами в своем кабинете согласно логике «5С» и определила четкое место для мобильника, раньше я постоянно его теряла и искала. Мои новые привычки переняли и подчиненные: у нас в офисе все точно, как в аптеке. Дома тоже перемены: кухонную утварь, продукты и приправы я перераспределила и четко слежу, чтобы все было на своих местах. Блины пеку теперь гораздо быстрее, посуды пачкаю меньше! Ну а если серьезно, сегодня проектная деятельность является ведущей в плане формирования компетенций, необходимых выпускнику школы. Инструменты бережливого производства нам здорово пригодились».

Больше, чем игра

Проект стартовал в конце 2018 года. С тех пор каждую вторую субботу месяца атомщики отправляются на занятия в центры дополнительного образования. В центре «Перспектива» рады, что включились в процесс.

Уроки по ПСР школьники не прогуливают, увлеклись бережливостью и постоянно придумывают новые проекты, говорят педагоги с ЭХЗ

«Наша сфера образования консервативна: много лишних ритуалов, много времени тратим зря, усилия применяем там, где не надо, много бумаг, хранящихся бессистемно. Это очень мешает процессу, — ​делится мнением директор центра дополнительного образования «Перспектива» Светлана Антонюк. — ​Например, я вроде знаю, что такое тайм-менеджмент, давно на руководящей должности, но с помощью специалистов ЭХЗ увидела свой рабочий день другими глазами. Поняла, что сорю временем, использую его нерационально, главная моя проблема была в излишнем контроле подчиненных. Теперь я слежу за выполнением отлаженных процессов не постоянно, как раньше, а только в начале и в конце. Для меня экспертиза со стороны была очень полезной. В педагогическом инструментарии нет ничего похожего на ПСР».

Занятия в школах специалисты ЭХЗ проводят по будням. Рассказывают, что дети их уроки никогда не прогуливают: увлеклись процессом. Во время игр рождаются идеи, которые становятся интересными проектами. Так, в прошлом году группа старшеклассников в сотрудничестве с атомщиками представила свою идею об улучшении работы сети общественного транспорта на зеленогорском конкурсе социального проектирования. Инициатива стала частью проекта «Умный город» и, возможно, будет реализована при поддержке региональных властей.

«Наш проект состоит из двух этапов, оба направлены на визуализацию карты города, — ​рассказывает 11-классник Влад Тихонов. — ​Первая часть касается пассажирских перевозок. Мы заметили, что многими остановками в Зеленогорске неудобно пользоваться, они явно не на своем месте. Мы проанализировали, где их мало, а где много, изменили схему расположения, подкорректировали схему движения общественного транспорта. Написали программы, позволяющие пассажирам отслеживать, когда придет их автобус, с какой скоростью он движется, где в данный момент едет. В рамках проекта можно изменить и работу светофоров, чтобы они загорались, не создавая пробок. Второй этап проекта — ​визуализация всех городских объектов: учреждений, жилых домов, парков. Пожарные смогут быстро найти гидранты и выяснить, сколько в них воды, службы ЖКХ — ​проверить техническое состояние любого дома, также можно считать любые статистические данные. В общем, ПСР показывает, что программисты и инженеры всемогущи».

В восторге от макросов

11-классница Екатерина Ильенко была соавтором нескольких проектов, теперь проектная работа — ​ее конек. Девушка собирается поступать в технический вуз и уверена, что такая база ей в этом поможет. Особенно Екатерина ценит то, что наставники с ЭХЗ научили ее не только принципам проектирования, но и важным техническим хитростям, которые экономят время и упрощают работу.

«Я люблю решать технические задачи, создавать коды, писать программы, и была в полном восторге, когда меня научили создавать макросы, — ​рассказывает Екатерина Ильенко. — ​Этот инструмент облегчает любую рутинную задачу, которую надо выполнить на компьютере. За пару минут составляешь код, вбиваешь его в программу — ​и все! Дальше все работает автоматически, программа по заданному алгоритму выполняет задачу за долю секунды. Раньше все последовательные команды я вводила вручную, это долго и ­неудобно».

«Сегодня в любой работе, независимо от профессиональной принадлежности, необходим проектный подход, — ​рассуждает Тимур Зияев. — ​Навык нужен и в школе, и в вузе. Мы помогаем всем детям — ​не важно, кем они будут по профессии. В этом проекте у нас нет задачи агитировать кого-то выбирать технические специальности, мы просто помогаем ребятам освоить эффективные инструменты, чтобы стать современными людьми. Хотим показать, что не только других учим, но и сами применяем разные инструменты в работе. С окончанием тренинга общение между нами и школами не заканчивается, мы всегда на связи. Помогаем детям и учителям делать презентации, создавать интернет-странички».

Атомно-образовательное сотрудничество продолжается, на подходе еще один просветительский проект — «Технологии бизнеса в образовании». Он нужен для оптимизации процессов учебы. В тонкости бизнес-администрирования сначала посвятят менеджеров образовательных учреждений, потом педагогический состав. Будет и версия, адаптированная для детей. Этот проект планируют запустить в начале 2021 года.


УЧИТЕЛЯ С ЗАВОДА

Сотрудники Электрохимического завода на общественных началах учат школьников не только принципам ПСР, но и программированию, оформлению документации, основам цифровой фотосъемки. Также заводчане ведут занятия по компьютерной грамотности и программированию для членов городского общества инвалидов. Благодаря чему маломобильные жители Зеленогорска стали активнее общаться между собой и начали решать общие проблемы. Например, создали интернет-площадку для взаимодействия с властью: фотографируют объекты и участки города, не отвечающие требованиям доступной среды, выкладывают их на платформу для чиновников, с которыми налажена обратная связь, и где пользователи могут видеть, как решаются обозначенные ими проблемы.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: