На другую сторону Луны и обратно: интервью с Ириной Лесиной из ВНИИНМ

Ирина Лесина — один из самых успешных линейных руководителей Высокотехнологического научно-исследовательского института неорганических материалов (ВНИИНМ). За 20 лет сменила пять должностей — научных и административных — и доросла до заместителя гендиректора по инновационной деятельности. Подробнее о выборе пути Ирина Лесина рассказала в нашей новой рубрике.

— Год назад вы стали заместителем гендиректора по инновационной деятельности. В чем заключается эта работа?

— Я создаю среду для изобретателей и рационализаторов, занимаюсь продвижением их проектов и идей, начиная с решения вопросов финансирования, заканчивая выбором формы правовой защиты результатов НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. — «СР»). Работаю с управлением по развитию новых проектов. Коллеги мотивируют ученых генерировать идеи, а мы обеспечиваем интеллектуальную обвязку: экспертизу, оформление технических заданий, определение TRL (уровней технологической готовности. — «СР»), патентную аналитику, оформление результатов интеллектуальной деятельности. Помогаем правильно оформить документацию на разработки. Наша конечная цель — попасть в Единый отраслевой тематический план (перечень НИОКР для реализации научно-технической политики «Росатома» и достижения технологического превосходства. — «СР») и стать инвестпроектами.

— Совсем недавно вы возглавляли патентный отдел.

— Это был интересный опыт. На первых порах я воспринимала эту должность как вынужденное понижение по службе — по семейным обстоятельствам. Но оказалось, что я со всех сторон в выигрыше.

— Поясните, пожалуйста.

— С 2014 по 2017 год я была директором тритиевого и бериллиевого отделения. Мой рабочий график был очень плотным, со множеством командировок на предприятия-партнеры. Часто я вечером садилась в поезд, просыпалась в другом городе, работала там, потом опять поезд, а утром на совещание. Такой ритм был несовместим с воспитанием двух детей. Я попросила найти мне другое применение. Мне предложили возглавить патентный отдел.

— После постоянных разъездов такая размеренная работа не казалась скучной?

— Ничуть. Интеллектуальная собственность, если ей правильно распоряжаться, приносит предприятию большие деньги. Как автор патентов, я знала процесс только с одной стороны. А тут будто на обратную сторону Луны попала. Оказалось, что в этой области я могу быть очень полезной. Теперь в каждом третьем случае НИОКР у нас выполняются при поддержке патентной аналитики. Это методы и инструменты изучения информации, содержащейся в патентах и связанной с ними. Раньше мы выдавали пять-шесть отчетов о патентных исследованиях в год. А теперь 60–70.

— Вернемся к началу вашей карьеры. 20 лет назад вы, выпускница Российского химико-технологического университета, впервые оказались во ВНИИНМ.

— Да, во ВНИИНМ были целые отделы, в которых работали только с такой специализацией, как у меня, — «материалы современной энергетики». На четвертом курсе всю нашу группу пригласили во ВНИИНМ на лекции. Студентам, которые хорошо себя зарекомендовали, предложили писать в институте диплом и устроиться на полставки техниками. Я была в их числе.

— Быстро адаптировались?

— Да, старт был продуктивным. Я писала дипломную по исследованию взаимодействия трития с конструкционными материалами для реактора ИТЭР. Поняла, что весь материал в диплом не впихну — нужно переходить к кандидатской. В рамках диссертационных исследований я определила табличные значения коэффициентов диффузии для материалов, которые будут использоваться в ИТЭР, в отраслевых проектах. И в результате появился метод, которым тритиевый отдел ВНИИНМ активно пользуется почти во всех работах. С его помощью определяют, соответствует ли материал требованиям безопасной эксплуатации или его лучше не применять.

— В 26 лет вы защитили диссертацию и стали заместителем начальника тритиевого отдела. Это довольно рано.

— В начале 2000‑х молодежи у нас было мало. Костяк коллектива составляли сотрудники в возрасте, люди заслуженные. Их волновала наука, они не хотели отрываться от опытов ради сбора документов. Административные задачи поручили мне. Зоной моей ответственности была безопасность на производстве. Я отвечала за организацию работы с радиоактивными веществами, грузоподъемным оборудованием, сосудами под давлением.

— Ваша следующая должность — ученый секретарь ВНИИНМ.

— Это назначение логично вытекало из предыдущего. Более того, я была на виду как организатор и как научный сотрудник. Я участвовала в конференциях и публиковалась в научных журналах.

— Что было самым интересным на этом посту?

— Ученый секретарь организовывает деятельность научно-технического совета, привлекает внешних и внутренних экспертов для оценки институтских НИОКР, представляет результаты заказчикам и партнерам. С того времени у меня в телефоне больше тысячи контактов экспертов. Многие проекты тогда начинались с нуля, и я активно налаживала коммуникации.

— Когда вас с административной работы вернули в науку, назначили директором тритиевого и бериллиевого отделения, вы обрадовались?

— Это был сложный период в жизни нашего отделения. Закончились все крупные проекты. Тогда я получила главный профессиональный урок: как бы много ни было работы сегодня, готовь почву для завтра. Чтобы запустить новые тематики и добиться финансирования, потребовалось больше двух лет. Но сейчас я вспоминаю то время с благодарностью.

— Почему?

— Кризисные годы оказались окном возможностей. Это был творческий полет, у людей вырастали крылья. Мы дали импульс для развития. Многие тогдашние идеи вошли в Единый отраслевой тематический план, превратились в крупные, многомилионные проекты с длинным жизненным циклом, например разделение азота.

— Дайте совет молодым ученым, приходящим в «Росатом» и во ВНИИНМ в частности, где себя искать. Как быстрее сделать карьеру тем, кто на это нацелен?

— Молодым ученым я бы посоветовала сразу после вуза идти в аспирантуру и писать диссертацию. Это очень помогает в научной работе как деятельности. Всегда думаешь о научной составляющей процессов, которые выполняешь руками, и анализируешь все происходящее гораздо глубже. А тем, кто нацелен на карьеру, — брать на себя сложные задачи и постоянно учиться.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: