"Энергоатоминвест" готов к прыжку
Стандартный для любой газеты звонок: «Алло, редакция? Напишите, пожалуйста, о нашей компании. Чем примечательна? Ну, работает хорошо. Все работают хорошо? Тогда уникальная… Все уникальные? Тогда лидер рынка…» «Энергоатоминвест», обратившись в «СР», тоже начала с уникальности и хорошей работы. Мы вздохнули, но несколько наводящих вопросов все же задали. Постепенно выяснилось, что молодая компания обзавелась филиалами почти на всех российских АЭС, что бизнес у нее, мягко говоря, многопрофильный – от дезактивации до булок, и планы наполеоновские.
Начавшаяся на предприятиях «Росатома» шесть лет назад оптимизация для многих обернулась большими переменами. Непрофильные функции, такие как транспорт, питание, уборка помещений (клининг), вывели на аутсорсинг, организовав под каждую по дочерней компании. «СР» как-то писала об успешном опыте некоторых новых ДЗО — выходцы из ТВЭЛ, например, стали весьма конкурентоспособны в сфере питания, автологистики и т. п.
Непрофильный многостаночник
В «Росэнергоатоме» поступили по-другому: все вспомогательные службы отдали одной-единственной «дочке» — сервисной компании полного цикла «Энергоатоминвест». Полный цикл – это обслуживание столовых плюс изготовление части продуктов, клининг, транспортные услуги, санаторно-курортный отдых. Задействованы в работе только подразделения компании, что существенно снижает себестоимость услуг и повышает конкурентоспособность.
«В атомной отрасли лишь мы оказываем такой большой объем услуг и ввели единые стандарты обслуживания», — отмечает генеральный директор «Энергоатоминвеста» Игорь Будько. Предполагалось, что концерн со временем выведет «дочку» за периметр, но та увеличила обороты (по итогам 2015 года — несколько миллиардов рублей), и в этом году «Росэнергоатом» передаст «Энергоатоминвесту» несколько зданий — кафе, рестораны, гостиницы. Это поспособствует масштабным планам развития — запуску новых туристических маршрутов, точек общепита и т. д в атомных городах.
Пока компания ведет бизнес в основном с концерновскими структурами, но жаждет расширения. Для выхода на предприятия других дивизионов и за пределы отрасли, по словам руководителя группы общественного питания и туризма «Энергоатоминвеста» Алексея Осташа, нужно решить одну проблему: за пределами концерна о компании мало кто знает. «В настоящее время мы работаем над этим», — бодро добавляет он.
Если обед невкусный
Дочерние общества «Энергоатоминвеста» действуют в девяти регионах, где расположены АЭС, за исключением Билибинской. Но даже «дочка» не получает контракты автоматом. «Обычно мы начинаем работу так: участвуем в тендере, выигрываем — открываем филиал (если его не было) и подбираем команду», — поясняет Алексей Осташ. Для любого проекта компания набирает команду в первую очередь из местных. «В моногородах обычно по-другому люди ответственность ощущают, — рассказывает Алексей Осташ. — К примеру, ты готовишь обед для предприятия, получилось невкусно, тебе за это даже дома попеняют, потому что вся семья там работает».
Единые стандарты — один из залогов успешного бизнеса. Продукция и услуги во всех регионах присутствия одинаковы, будь то порционный обед или подача легкового транспорта. «Мы поддерживаем свою конкурентоспособность, предлагаем потребителю оптимальную цену. А у частных подрядчиков прайсы могут варьироваться очень сильно», — говорит Алексей Осташ.
Сохранять цены позволяют стабильные поставщики, собственная автотранспортная служба и производство хлебобулочных изделий, мясных и рыбных полуфабрикатов. «Всю продукцию мы делаем по отраслевым стандартам, — заверяет Алексей Осташ. — Если пельмени, то только из мяса, без консервантов и усилителей вкуса, если вареники – то с настоящим творогом. И так во всем – стопроцентно натуральное. Кстати, на некоторых предприятиях мы не просто готовим обеды, но и продаем свои продукты питания, да и в городах продаем».
Скидки и бонусы
В парке компании порядка 1,5 тыс. машин – представительского класса и обычные легковые, автобусы, спецтехника, в том числе для перевозки радиоактивных отходов. «Все, что захочет заказчик, мы предоставим», — говорит главный эксперт по коммерческим вопросам «Энергоатоминвеста» Сергей Русаков.
Транспорт – самый востребованный и доходный бизнес компании. Однако атомная отрасль переживает очередную волну сокращения расходов, оптимизируются и затраты на транспорт и питание. Поэтому «Энергоатоминвест» ищет новые пути расширения пула заказчиков — за периметром госкорпорации. В ближайшей перспективе заключение долгосрочных контрактов с неатомными предприятими.
Кстати о перспективе. «Энергоатоминвест» намерен ввести универсальную скидочную карту для сотрудников отрасли. По ней на АЗС компании можно будет купить бензин дешевле, в ресторанах и кафе тоже бонусы. «Есть вариант выпустить карту совместно с банком, либо не банковскую, и тогда стоимость услуги будет вычитаться из зарплаты. Или можно установить депозит, — приводит примеры Алексей Осташ. — Пока размышляем».
Новости туризма
Одна из немногих иностранных баз отдыха атомщиков – «Литфонд» в Пицунде, всем известном абхазском курорте. С недавних пор пансионатом управляет «Энергоатоминвест». Советский дом отдыха компания превратила в современный лечебно-профилактический центр.
Поскольку концерн передает в управление «дочке» гостиничный фонд, то в «Энергоатоминвесте» уже собирают информацию, как можно отдохнуть в том или ином городе — спутнике АЭС. Рядом с Полярными Зорями, например, есть горнолыжный курорт, а в Сосновом Бору — станции для кайтинга и серфинга. Для рыбаков вообще раздолье. «Мы организуем все на своем транспорте привезем, в своих ресторанах накормим, в своих гостиницах расселим, — описывает Алексей Осташ комплексную услугу. — Хоть на один день тур организовать можно, хоть на неделю».
У «Энергоатоминвеста» большие планы – партнерство с новыми дивизионами и выход на новые рынки. Это будет настоящим экзаменом: пока успех сопутствовал компании преимущественно на дружественных территориях – предприятиях концерна и в городах, где они расположены и где все друг друга знают. Работа со сторонними заказчиками продемонстрирует, смогут ли в «Энергоатоминвесте» сохранить качество сервиса при увеличении оборотов. Но в компании готовы к вызовам. И даже ждут их.
Дочерняя компания «Энергоатоминвеста» «Курская АЭС — сервис» ведет 11 направлений. Среди них дезактивация производственных помещений, оборудования и средств индивидуальной защиты, общепит и торговля, гостиничный бизнес и производство продуктов питания (30 наименований хлеба и хлебобулочных изделий, 12 наименований колбасных изделий). Практически вся продукция и услуги, кроме, разумеется, дезактивации, доступны жителям Курчатова и прилегающих районов.
Все продукты питания выпускаются под брендом «Курская АЭС — cервис». В прошлом году производство посетила Людмила Климова, начальник управления административно-хозяйственного обеспечения госкорпорации «Росатом». То, что делают в цехах компании, ей понравилось, и она предложила поставлять продукцию из Курчатова в Москву — в столовую госкорпорации на Ордынке. Сейчас «Курская АЭС — cервис» собирает для этого необходимую документацию.