Атомщикам теперь не до жиру
Ученые сделали вывод, что рацион № 1, полагающийся атомщикам на вредной работе, ведет к ожирению и сердечным заболеваниям. НИИ питания подготовил новое меню, осталось убедить правительство одобрить его.
Забота о здоровом (и желательно вкусном) питании сотрудников – прямая обязанность работодателя. Но для некоторых видов профессий нельзя просто придумать меню. Например, для сотрудников, имеющих дело с источниками ионизирующего излучения, Минздрав установил особые нормы лечебно-профилактического питания (ЛПП), или рацион № 1. Скорректировать их можно, только изменив приказ.
В «Росатоме» в эту категорию попадают более 110 тыс. сотрудников. Как выяснило исследование НИИ питания (единственное за последние 50 лет), рацион для них оставляет желать лучшего: много жира и холестерина, мало фруктов и овощей. Такая профилактика лучевой болезни может обернуться диабетом, атеросклерозом, ожирением, осложнениями на сердце.
Результаты исследования попали к специалистам «Энергоатоминвеста», дочерней компании «Росэнергоатома». Среди прочих услуг она организует питание на предприятиях концерна. «Разнообразие в меню и здоровое питание – один из наших козырей, — рассказывает руководитель группы общественного питания и туристических услуг «Энергоатоминвеста» Алексей Осташ. — Но мы не вправе изменить ЛПП. Представители Роспотребнадзора и СЭС в один голос говорят: не положено. Поэтому, когда я узнал о данных НИИ питания, уцепился за них: ведь это такой шанс наконец сделать для людей, работающих во вредных условиях, по-настоящему современное меню».
Немного истории. В 1918 году Ленин особым декретом утвердил выдачу молока голодающим рабочим Путиловского завода (отсюда пошло выражение «молоко за вредность»). Через год так называемые спецжиры – молоко и масло — стали выдавать на многих предприятиях. В Отечественную войну организовывали бесплатное питание для работников, труд которых был связан с опасностью профессионального отравления или заболевания. Первые перечни профессий с бесплатным питанием в СССР появились в 1953 году, а окончательный стандарт был утвержден через восемь лет. Составлять рацион № 1 утвердили в 1961 году, и с тех пор ни разу не меняли. Безопасность обращения с источниками радиации за это время шагнула далеко вперед, и то, что рацион морально устарел, очевидно.
В ЛПП для атомщиков скрупулезно перечислено, что должно быть в тарелке и в каком количестве. Это большой полноценный обед энергетической ценностью 1380 ккал, на приготовление его расходуется до 1,5 кг продуктов, рассказывает Алексей Осташ. В Институте питания отмечают, что в рационе № 1 перебор жиров и быстрых углеводов, а уровень холестерина приближается к верхней суточной границе потребления. С учетом специфики работы с радиоактивными веществами предлагается снизить калорийность до 1028 ккал, сократить долю жиров и быстрых углеводов и существенно увеличить содержание витаминов, антиоксидантов и других полезных микроэлементов. Хлеба и картофеля нужно в два раза меньше, рыбы и овощей — втрое больше. Если изменения одобрят, в спецобеде появится морская капуста, сухофрукты, редис и зелень.
По словам Алексея Осташа, новое меню уже попробовали в Курчатовском институте, но, чтобы его ввести на предприятиях, где работают с радиоактивными веществами (в России их более 19 тыс.), необходимо постановление сверху. В «Энергоатоминвесте» и НИИ питания уверены, что до правительства можно достучаться: уже сформирована рабочая группа, в которую входят представители профсоюза, НИИ питания, «Энергоатоминвеста» и «Росэнергоатома». «Работа началась, и мы надеемся, что добьемся своего. Наши эксперты готовы консультировать отраслевые организации. Хотим дойти до гендиректора «Росатома» Сергея Кириенко, чтобы он тоже обратился в правительство», — говорит Алексей Осташ.