Земля и небо Бориса Антонова: к 80-летию первого технического директора «Росэнергоатома»

Дату его рождения, 10 декабря 1945 года, в концерне знают все: в знак признания заслуг Бориса Антонова к ней приурочен итоговый День культуры безопасности. Каким он был руководителем и человеком, вспоминают коллеги.

В 1992 году Борис Антонов стал первым вице-президентом концерна «Росэнергоатом». Потом был заместителем гендиректора по производству, первым заместителем гендиректора концерна по ядерной безопасности и ядерным технологиям, вице-президентом — техническим директором. Названия должностей менялись, но суть оставалась — руководитель, отвечающий за всю техническую политику генерирующей компании. Этому направлению работы в концерне Борис Антонов посвятил 12 лет жизни.

Главная задача технического директора — осуществлять единую политику в организации безопасного производства электроэнергии. Взаимодействует он в первую очередь с главными инженерами атомных станций. По инициативе Бориса Антонова в концерне был создан совет главных инженеров — коллегиальный орган выработки решений в области технической политики. Он до сих пор собирается раз в квартал.

Борис Антонов руководил всей работой по модернизации и продлению сроков эксплуатации энергоблоков первого поколения. Он же был одним из первых, кто осознал необходимость создания на АЭС сил и средств аварийного реагирования, задачей которых является предупреждение и ликвидация последствий аварий с радиационным фактором.

Борис Антонов принял участие в организации двух ключевых элементов системы: Кризисного центра и «интеллектуального спецназа» — группы оказания экстренной помощи атомным станциям (ОПАС).

Необходимость подобного подхода к делу была осознана еще до чернобыльской аварии. Но время создания Кризисного центра пришлось уже на 1990‑е годы. Атомщики обращались в Центр управления полетами, знаменитый ЦУП, чтобы понять, как там все устроено прежде всего в плане передачи информации на большие расстояния.

Сегодня Кризисный центр концерна — один из лучших в мире по техническому оснащению. В нем круглосуточно ведется мониторинг состояния безопасности, радиационной обстановки на станциях и в районах их расположения. В случае возникновения чрезвычайной ситуации Кризисный центр становится местом работы группы ОПАС. Группа собирается в центре, включают каналы связи, подключают аварийные центры АЭС и Ситуационно-кризисный центр «Росатома», Ростехнадзор и центры технической поддержки, образованные в ведущих научных, проектных, конструкторских институтах атомной отрасли.

«Техническое обеспечение ядерной безопасности — процесс инерционный. Нельзя получить изменения в показателях уровня безопасности быстро, особенно в лучшую сторону. Все изменения накапливаются постепенно, годами, и проявляются далеко не сразу», — настаивал Борис Антонов.

Сегодня техническая политика в концерне во многом осуществляется по заложенной им базе. Под его руководством была создана централизованная система эксплуатации АЭС, которая, по сути, сохранилась по сей день. Она развивается и совершенствуется, но основы были заложены Борисом Антоновым.

Бориса Антонова не стало 3 октября 2004 года.

ВСПОМИНАЮТ КОЛЛЕГИ

Николай Сорокин
Заместитель гендиректора — генеральный инспектор «Росэнергоатома»

— Он считался жестким руководителем, при этом, как все признавали, справедливым. Мне с ним работать было легко. Всегда четко поставленная задача, полное доверие — никакой мелочной опеки, обеспечение всеми необходимыми ресурсами, включая административный, для выполнения поставленной задачи. При этом был жесткий спрос за сроки и качество выполнения порученной работы. Чьи-либо голословные ссылки или нытье на большой объем работ и недостаток отведенного времени не принимались. Обычная фраза в таких случаях была: «В сутках 24 часа, работайте».

Борис Антонов — это основательная базовая подготовка, уникальный накопленный опыт по всем направлениям атомной энергетики, доскональное изучение проблем, которые ему приходилось решать. А проблем хватало. Работа в смутные 1990‑е годы в условиях безденежья. Решение множества технических проблем. Возобновление сооружения и пуск головного блока Ростовской АЭС, положившего начало тому, что впоследствии назовут ренессансом атомной энергетики. И множество других проблем и задач. Он всегда был готов прийти на помощь как на работе, так и в трудных жизненных ситуациях.

Борис Антонов всегда стремился вперед и вверх при абсолютном отсутствии каких-либо признаков карьеризма. Он имел репутацию руководителя, способного организовать работу по решению самых сложных задач. Нужен директор строительства Татарской АЭС. Кого? Антонова. Нужно возглавить и организовать эксплуатацию АЭС России? Антонов. Нужно восстановить и ввести в эксплуатацию блок №2 Армянской АЭС, остановленный после спитакского землетрясения, многое оборудование которого утрачено после длительного простоя? Опять Антонов!

Игорь Горелов
Один из первых руководителей Кризисного центра концерна «Росэнергоатом»

— У Бориса Васильевича была мечта — летать. Немногие знают, что свою мечту он осуществил уже смертельно больным человеком. Он добился своего и сел за штурвал самолета, как добивался всего, за что брался. Вначале авиационные тренажеры, а потом и реальные самолеты. Вначале с инструктором, а потом и один. Было два случая, когда у него на взлете отказывал двигатель самолета. Но в ответ на слова близких о том, что, может быть, хватит играть с судьбой, он только улыбался и продолжал летать.

Я храню джойстик, которым Борис Васильевич управлял во время занятий на авиационном тренажере. Это память о замечательном человеке, с которым меня свела судьба. Часто, особенно в сложных ситуациях, я представляю на нем руку Антонова, который с одинаковой твердостью умел управлять и летательным аппаратом, и атомными станциями.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: