Форсайт по-русски: как пробудить интерес общества к проектированию будущего
Какой будет жизнь в XXII веке? Как изменятся технологии, города, обстановка в мире, отношения людей, какую роль в формировании новой реальности сыграет Россия? Об этом три дня размышляли писатели-фантасты, атомщики, ученые, социологи, политики, дипломаты, дизайнеры, музейщики — участники первого Международного научно-фантастического симпозиума «Создавая будущее».
Невозможное возможно
Генеральным партнером симпозиума, который проходил с 4 по 6 ноября в Москве и собрал более 6 тыс. человек из 101 страны, выступил «Росатом». В первый день состоялось более двух десятков мероприятий по четырем направлениям: «Будущее человека», «Будущее технологий», «Будущее многополярного мира» и «Будущее цивилизаций».
«Невозможное сегодня станет возможным завтра», — говорил Константин Циолковский. Первый заместитель руководителя Администрации президента РФ, председатель оргкомитета Национального центра «Россия» Сергей Кириенко на пленарной дискуссии «Философия будущего» продолжил эту мысль: «Единство народа определяется не только традициями, но и видением будущего. Если хотите — мечтой. И мы, конечно же, мечтали и мечтаем о суверенной и сильной стране, справедливом устройстве мира, где людям каждой национальности дана возможность реализовать свой талант, быть счастливым и успешным, жить в безопасном мире. И все, кто собрался сейчас на международном симпозиуме, вносят в это свой огромный вклад».
Обмен идеями
Одной из главных площадок симпозиума стала сессия «Форсайт миров и времен». Ведущий Иван Карпушкин, технокультуролог, директор лаборатории будущего Агентства стратегических инициатив, рассказал, почему взяли эту тему: «Мы с экспертами из «Росатома» хотим развивать в России научную фантастику. Произведения советских фантастов — мощный феномен XX века, их экранизируют до сих пор. Мы решили, что в рамках симпозиума «Создавая будущее» начнем формулировать новый русский фантастический проект».
Для чего обществу нужна научная фантастика? По мнению Ивана Карпушкина, она вдохновляет ученых и инженеров. А их изобретения, в свою очередь, вдохновляют футурологов и фантастов.
«Мы три дня обсуждали, какой может быть научная фантастика на рубеже XXI–XXII веков, какие направления научного поиска она будет освещать, какие жанры будут доминировать. Мы работали над содержательной частью и размышляли, как можно развивать и популяризировать научную фантастику, — объяснил Иван Карпушкин. — Российская фантастика сейчас на спаде. Мы хотим ее возродить. Как показывает история, за стагнацией часто следует подъем. Именно на этот результат мы и нацелены».
Советская и современная западная и китайская практика показывают: чтобы люди искусства заинтересовались фантастикой, нужны конкурсы, фестивали, признание. Иван Карпушкин сообщил, что «Росатом» инициировал запуск международной премии. Первую, возможно, вручат уже в следующем году. «Прикладная задача нашего форсайта, — добавил он, — составить творческое задание для конкурсантов».
Киберпанк, Средневековье и звездная пехота
На форсайте работали команды по пять — семь специалистов из самых разных областей.
«Я ученый-материаловед. За столом со мной маркетолог, писатель, кинематографист, бывший военный», — перечисляет Александр Пономаренко, начальник управления развития новых направлений деятельности Высокотехнологического научно-исследовательского института неорганических материалов им. Бочвара (ВНИИНМ). На форсайт он пришел за вдохновением — расширить личный горизонт, по-новому взглянуть на мир и на свою работу.
Группы разбрелись по восьми фантастическим мирам XXII века. Маргарита Крапивина, инженер ВНИИНМ, оказалась в мире звездной пехоты. Он рожден во время холодной войны капиталистического и социалистического блоков в результате столкновения с инопланетными расами.
«У нас тут тоталитарное общество, милитаризм, — рассказывает Маргарита Крапивина. — В реальном мире я — молодой ученый, специалист по радиоактивным отходам. В отрасли недавно — всего четыре года. Мыслить на 100 лет вперед — новый опыт для меня, хочу попробовать себя в этом».
Мир победившего киберпанка, мир нового Средневековья, мир звездных ковчегов… Их для форсайта придумал Сергей Шикарев, литературный критик и сооснователь премии «Новые горизонты». «Это отражения представлений о будущем, которые существовали на определенных этапах истории и были описаны в классике научной фантастики, — пояснил он. — Мы исследовали восемь фантастических миров, основанных на разных произведениях. Мы построили модели развития этих миров, чтобы увидеть, какие сценарии будущего и в фантастике, и в реальном мире могут реализоваться, какие из них привлекательны для человечества и для страны, какие нежелательны».
Команда визионеров
«Для меня самым интересным на форсайте была командная работа, — поделилась Юлия Зонис, писатель-фантаст, руководитель лаборатории перспективных биоисследований компании «Биокад». — За три дня мы сплотились, распределили функционал, создали связную концепцию целого мира и воплотили ее графически. Задача нетривиальная, но мне показалось, что все команды с ней справились».
Интересные знакомства и продуктивное общение и были основными целями форсайта, отметил Иван Карпушкин: «Главный результат — сообщество, которое сформировалось в процессе работы. Оно очень пестрое: физики, лирики, чиновники, экономисты. Мы собрали тех, кто может внести вклад в развитие научной фантастики, и постарались сделать так, чтобы эта задача их зацепила. Думаю, у нас получилось».
Справка
Организаторы Международного научно-фантастического симпозиума — Министерство образования и науки РФ, фонд «Сколково», Всероссийский центр изучения общественного мнения и издательская группа «Эксмо-АСТ».
«Создавая будущее» стал первым мероприятием в новом Национальном центре «Россия» на Краснопресненской набережной — преемнике одноименной выставки-форума на ВДНХ.
В рамках симпозиума открылась выставка «Наследие для будущего». Более 250 художественных произведений молодых авторов из шести стран: России, Китая, Индии, Бразилии, Эфиопии и Ирана — могут увидеть все желающие.
Что почитать. выбор участников форсайта
Нил Стивенсон, «Криптономикон»
В романе два временных плана. В 1940‑е группа дешифровщиков пытается взломать немецкую систему кодировки. В конце XX века их внуки отправляются на поиски золота, пропавшего во время Второй мировой войны.
Клиффорд Саймак, «Город»
Цикл взаимосвязанных историй о конце человеческой цивилизации и расцвете разумных рас мутантов, псов и муравьев.
Роджер Желязны, «Князь света»
На далекой планете-колонии у власти оказалась группа людей, которые, используя технологии, стали бессмертными и правят миром под видом богов индуистского пантеона. И лишь один человек осмеливается противостоять им.
Майкл Суэнвик, «Дочь железного дракона»
История женщины, похищенной в юности из земной семьи и перенесенной в жестокий мир эльфов и паровых драконов.
Юлия Зонис, «Инквизитор и нимфа»
Конец третьего тысячелетия. Столетняя война с лемурийцами, потомками землян-колонистов, овладевшими секретами генетической пластичности, истощила Конфедерацию Земли, Марса, Венеры и миров Периферии. Вся надежда на Викторианский орден — людей с телепатическими способностями.
Иван Ефремов «Туманность Андромеды»
Межзвездные перелеты, грандиозные научные эксперименты, преображенная общим трудом человечества прекрасная Земля, вступившая в Великое Кольцо населенных миров Галактики.
Алексей Караваев, «Как издавали фантастику в СССР»
Серия богато иллюстрированных книг, в которых с разных сторон рассматривается история появления книжных серий вроде «Зарубежной фантастики» и публикаций в периодике — «Техника — молодежи» и др.