Фиксики против Кирилла и Мефодия: в Москве прошел первый Международный фестиваль «Мульт-наука»
Идея популяризовать науку и технику через мультики не нова. Тем удивительнее, что в России до сих пор не было фестивалей научной анимации. Но теперь есть: в последний мартовский уик-энд в павильоне «Атом» на ВДНХ в Москве состоялся первый Международный фестиваль «Мульт-наука», в рамках которого зрители увидели работы из 17 стран.
Поженить физику с лирикой
Вход на все показы был свободным. В перерывах можно было послушать лекции, в VR-кинотеатре посмотреть на мир глазами муравья, увидеть изнутри, как проходит фотосинтез, и выйти в открытый космос из «Восхода‑2». В зале временных выставок работала интерактивная экспозиция «Наука анимации» с оптическими игрушками далекого прошлого — предками голографических дисплеев и шлемов виртуальной реальности. В «Лаборатории анимации» профессиональные мультипликаторы проводили мастер-классы для всех от мала до велика.
Но главное действо развернулось в конференц-зале. После отсева из 362 заявок в конкурсную программу попали 36 фильмов. Из них составили три больших сеанса, адресованных зрителям разного возраста. Я посмотрел программу для подростков и был, мягко говоря, несколько разочарован: много необязательного (например, повествование о живительной силе йоги) и затянутого (фильм-доклад о предназначении этологии). «Думаю, это потому, что не все мастера улавливают рамки формата. Не только в России, но и за рубежом форумов научно-познавательной анимации немного, — пояснил член жюри «Мульт-науки», гендиректор «Союзмультфильма» Борис Машковцев. — Кроме того, наш фестиваль первый. Поэтому на нем представлены разновременные работы — и совсем новые, и 15‑летней давности. Но лично мне было интересно посмотреть на разницу в трактовках познавательной анимации. Для одних это больше про научные открытия, для других — про визуализацию исследований и познания, для третьих — про приключенческое кино, для четвертых — про попытки поженить физику с лирикой».
Полный «Улет»
Призы получили действительно достойные работы. Так, в номинации «Самый вдохновляющий на занятие наукой мультфильм» победил «Переместитель» — первая серия цикла «Изобретатели» российской студии «Улет» (автор Ирина Землянская). «Мы творим в редком для отечественной фантастики стиле деревенского стимпанка через современное восприятие избежавшей революций имперской России», — говорит режиссер и автор идеи сериала Константин Голубков. Сюжет «Переместителя» вызывает улыбку, но и заставляет задуматься: главный герой летчик Улетов изобретает телепорт, маститый профессор Узоркин тут же решает продать его за границу барону Флюгу… Четко выверенную ироничную интонацию подчеркивает прекрасная музыка композитора Олега Кострова.
Самым познавательным фильмом о науке признана серия свежего, пятого сезона «Фиксиков» под названием «ДНК» (режиссер Иван Пшонкин). Корифеи студии «Аэроплан» превзошли себя: за пять минут объяснили Дим Димычу и Нолику, а заодно и зрителям, азы генетики и наследственности. А уж песня, в которую они умудрились органично, не нарушив ни единого закона стихосложения, втиснуть «дезоксирибонуклеиновая кислота», ставит работу вне конкуренции. «Обычно я оцениваю успех не как киношник, а как отец двоих детей, — признается «СР» гендиректор «Аэроплана» Александр Миргородский. — Сейчас тема генно-модифицированных продуктов на слуху, поэтому мы решили объяснить ребятам, в чем там дело с научной точки зрения и почему ДНК человека и банана наполовину совпадают. Рад, что у нас получилось».
Равнение на лаконичность
Наградной список подтвердил международный статус фестиваля. Лучшим образом ученого жюри назвало главного героя ленты «Penkala». Режиссер Катрин Новакович обыграла в названии значение слова: на хорватском это и «ручка», и фамилия легендарного для страны изобретателя. Славолюб Пенкала придумал механический карандаш и авторучку. Но фильм не биографичен: Катрин Новакович рассуждает, как сложилась бы жизнь героя, если бы он прожил дольше и создал огромное количество удивительных и полезных вещей вплоть до самолетов.
«Если говорить об индустрии эдьютейнмента (обучения с развлечением. — «СР») в современной анимации, то очевидно: за полтора десятка лет российская мультипликация прошла колоссальный путь. В 2000‑е годы наши авторы заимствовали идеи у зарубежных коллег. Теперь обретены собственные формы и своя удачная подача, где присутствует и наука, и качественное кино, — подводит для «СР» итоги фестиваля Борис Машковцев. — А познание должно быть разнородным — возможно, поэтому мы не смогли ограничиться тремя лауреатами».
3 тыс.
Человек посетили фестиваль за три дня
Дополнительным дипломом «За объяснение простым языком сложного явления» жюри отметило работу режиссеров Марии и Алексея Ермолаевых (студия «БФМ» и центр «Слово»). Ультракороткометражка «Что на самом деле сделали Кирилл и Мефодий?» больше похожа на просветительский ролик. Всего за 1 минуту и 26 секунд авторы успели и ответить на заглавный вопрос, и рассказать, кто на самом деле автор кириллицы и как возник язык ученой книжности — церковнославянский. Вот уж где краткость не только сестра таланта, но и лучший критерий успеха.