На коне по Млечному Пути: палехский космос художников Кукулиевых

Лаковые миниатюры Бориса и Калерии Кукулиевых я увидела на выставке в Москве. И просто влюбилась в скачущего по Млечному Пути Гагарина, в Королева, запускающего ракету «Восток», в иконописного Циолковского с циркулем и телескопом. Чтобы узнать историю этих произведений из первых рук, я напросилась в гости к художникам.

Немного истории

От Москвы до Палеха на машине часов пять: есть время почитать об истории поселка. В XVII — ​начале ХХ века палехская миниатюрная икона была так же знаменита, как палехская шкатулка сегодня. После Октябрьской революции, когда религия была объявлена опиумом для народа, иконописцы сохранили промысел, переключившись с божественных сюжетов на мирские: от уборки урожая до покорения космоса. Стали расписывать шкатулки, посуду, броши. «Запад, впервые увидевший палехское искусство на выставке в Венеции в 1924 году, исправно заказывал шкатулки и ждал не агитлака, а аполитичных сюжетов. Революционная же тематика произведений была в основном ситуативной: шкатулки создавались к всесоюзным выставкам или как эксклюзивные подарки партийному руководству», — ​пишут на сайте просветительского проекта «Арзамас».

Встреча с Кукулиевыми

В солнечную погоду Палех выглядит очаровательно даже в середине марта, когда с обочин еще не сошел почерневший снег: два храма XVIII века, музей, мастерские, художественное училище, сувенирные магазинчики и дома с резными наличниками. В каждом третьем, наверное, живет член Союза художников.

Его Душа. Иллюстрация из альбома «Сын России»

Один из них встречает меня во дворе своего двухэтажного дома. Николай Кукулиев — ​заслуженный художник России, лауреат Госпремии и сын Бориса и Калерии Кукулиевых. Это те самые мастера, космическими работами которых я так прониклась.

Кукулиевы-старшие живут по соседству. Супругам уже девятый десяток, и интервью для них слишком утомительны. Николай Кукулиев протягивает мне десяток рукописных листов: «Отец подготовил для вас пресс-релиз». Почерк у старого художника, надо сказать, каллиграфический.

Николай и его жена Оксана, тоже художница, приглашают в дом на пироги с облепиховым чаем. Так из «пресс-релиза» и рассказов Кукулиевых-младших складывается история космической серии.

Гагарин как Садко

Борис Кукулиев родился в Грозном, в Ивановскую область приехал после войны — ​к дяде, известному живописцу Григорию Кукулиеву. Поступил в Палехское художественное училище. Там встретил будущую жену. Калерия — ​внучка одного из основателей советского палехского искусства Ивана Зубкова. Супруги тоже именитые мастера — ​народные художники России, лауреаты Госпремии.

Циолковский. Иллюстрация из альбома «Сын России»

«Мы живем и работаем в Палехе с 1957 года, — ​пишет Борис Николаевич. — ​Создали большое количество произведений: по мотивам русских народных сказок и былин, на современные и исторические темы, на библейские сюжеты… После полета Юрия Гагарина в космос в 1961 году у нас возникла идея изобразить его подвиг в палехском искусстве. Мы были уверены, что Гагарин через века станет в один ряд с былинными героями: Ильей Муромцем, Садко».

Цикл начался с портрета первого космонавта в красной косоворотке в обрамлении орнамента, напоминающего иллюминатор. На заднем плане березы, пшеничные поля, Солнце и звезды. Возвращаюсь к заметкам Бориса Кукулиева: «Мы старались изобразить уникальную, неповторимую улыбку Гагарина. Портрет был одобрен и направлен в Москву, на Всесоюзную выставку в Манеже. Там получил хорошие отзывы и в дальнейшем экспонировался на многих выставках в России и за рубежом».

Полет «Сына России»

Тогда же родилась идея художественного альбома о Гагарине. Текст, былину «Сын России», написал Альберт Лиханов, вот несколько строк: «Мы трогаем небо каждый час. Размахиваем в нем руками, торопясь на работу. Дышим им, нашим небом. Но редко думаем об этом. И только немногие думают о небе всегда. Не так‑то просто это, ​думать о небе. Еще трудней мечтать».

Главный. Иллюстрация из альбома «Сын России»

Над 28 иллюстрациями Кукулиевы работали больше 10 лет, на последнем этапе подключился еще один палехский мастер, Олег Ан. Помимо Гагарина, героями эпоса стали конструктор Сергей Королев, летчик Валерий Чкалов, праотец отечественной космонавтики Константин Циолковский. Сквозные образы — ​ракеты, небесные светила, крылья, кони… Есть и храмы, а шлемы на некоторых миниатюрах напоминают нимбы — ​все‑таки палехская миниатюра наследует иконописные традиции. «Но обратите внимание — ​все храмы без крестов», — ​показывает Николай Кукулиев. В таком виде у советской цензуры они вопросов не вызывали.

«Вся работа шла по собственной инициативе, никто за это не платил, никаких договоров никто ни с кем не заключал, — ​продолжает Николай Кукулиев. — ​Написали иллюстрации, отец сколотил чемодан, купить тогда негде было, и поехал в Москву. Ходил по издательствам, показывал, пытался пробиться. В итоге договорились с «Молодой гвардией».

Альбом вышел в свет в 1982 году тиражом 50 тыс. экземпляров — ​сегодня он библиографическая редкость. Нарядное издание торжественно вручали всем делегатам XIX съезда комсомола. «Меня пригласили в Кремлевский дворец. Пришлось ставить автографы на альбомах», — ​пишет Борис Кукулиев. На съезде была мать Гагарина Анна Тимофеевна. «Она взяла мою руку и сказала: «Спасибо вам, вы своей работой моему сыну Юре к его славе прибавили еще славы», — ​вспоминает знакомство художник.

В 1992 году альбом побывал в космосе благодаря международному проекту «Европа — ​Америка». В честь 500‑летия открытия Америки с космодрома Плесецк запустили ракету, которая вывела на орбиту спускаемый аппарат «Ресурс‑500». Он сделал 11 витков вокруг Земли и приводнился в Тихом океане. «Ресурс‑500» доставили в Сиэтл. В капсуле было 19 контейнеров с сувенирами, произведениями искусства, иконами, а также посланиями мира от далай-ламы, первого президента России Бориса Ельцина и лидеров европейских стран. Подарочный альбом с иллюстрациями палехских художников сейчас хранится в Музее авиации Сиэтла.

Обратно в сказку

У Николая Кукулиева есть свой Гагарин. Пластину (интерьерное украшение из папье-маше) заказало частное лицо, поэтому публиковать изображение пока нельзя. «Но отцу понравилось, он был доволен», — ​говорит ху­дожник.

Космос по-прежнему вдохновляет палехских живописцев, но не так, как в 1960‑е, когда запуск ракет был сродни чуду. В творчестве современных мастеров чаще встречаются фольклорные, сказочные, мифологические мотивы. «Меня увлекают сказки «Тысячи и одной ночи». Мечтаю написать иллюстрации к «Сорочинской ярмарке», — ​рассказывает Оксана Кукулиева. — ​Интересны ли промышленные темы? Ну, даже не знаю».

Я постаралась вдохновить Кукулиевых рассказом о достижениях нашего атомпрома. Возможно, однажды на палехских шкатулках мы увидим портреты Курчатова и Харитона, градирни АЭС и атомные ледоколы, разрезающие льды.

Как делают лаковую миниатюру

Пропитанные мучным клейстером листы картона наматывают на болванку, прессуют, сушат полторы недели, вымачивают в чане с подогретым льняным маслом, снова сушат и прессуют. Формованную заготовку обтачивают и несколько раз грунтуют красной глиной, каждый слой зачищают и шлифуют. Затем красят (в черный цвет снаружи и красный внутри), лакируют и передают на роспись.

В Палехе в основном пишут темперой — ​водными красками. Многие художники до сих пор сами разводят сухой пигмент по старинной технологии яичным желтком, а не синтетической эмульсией или другими связующими. У палехской миниатюры необычайно яркий, сияющий за счет контраста с темным фоном рисунок. Этого добиваются многократным нанесением краски: вначале белила, на белила — ​несколько оттеночных слоев для игры цвета. Потом прорисовка деталей и контуров тончайшей кистью. Финальные штрихи — ​твореным золотом (смесью растертого сусального золота и натурального гуммиарабика, смолы акации), от которого изображение подергивается теплым приглушенным светом. Красочную поверхность покрывают шестью-семью слоями лака, полируя каждый.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: