Спектакль-бомба: в павильоне «Атом» прошла читка актуальной пьесы
«Осталось пять секунд… Три секунды… Две… Одна…» — отсчитывает время голос за сценой. Раздается мощный взрыв. Так начинается спектакль «Россия делает сама» по одноименной драме Сергея Берзина. 1 марта в павильоне «Атом», где выставлен макет РДС‑1, читали пьесу, финал которой звучит как предостережение человечеству, хотя с испытаний первого советского ядерного заряда прошло уже 75 лет.
«Россия делает сама» — один из победителей Международного конкурса-фестиваля литературных, поэтических произведений и театральных пьес «Когда закончилась война». В 2020 году, к 75‑летию отрасли, вышел диджитал-спектакль: из-за эпидемии коронавируса поставить вживую, со зрителями было невозможно. Главные роли — руководителя советского атомного проекта Игоря Курчатова и ученого Николая Головкина — исполнили Данила Дунаев и Анатолий Кот. Недавно благодаря программе «Территория культуры «Росатома» и продюсерской компании «Галактика» пьесу перенесли на сцену.
Читка — особый жанр. Актеры играют без грима, в обычной одежде, декораций нет — оформлением служат лишь исторические документы, которые проектор транслирует на задник: справки, списки, приказы, фотографии.
В первой части действие разворачивается в апреле 1945 года. Николаю Головкину поручают добраться до Радиевого института в Вене и найти запасы урана, с которым немцы и австрийцы проводили исследования практически до конца Второй мировой.
«Нам нужны десятки и десятки тонн обогащенного урана для продвижения задачи по созданию ядерного заряда. Есть сведения, что необходимый для испытаний ядерного заряда запас урана накоплен на территории фашистской Германии. Товарищ Курчатов в письме товарищу Берии особенно затронул эту тему… Товарищ Берия дал указание о вывозе урана с освобожденной нашими войсками территории. Теперь-то вам понятна ваша миссия и задача?.. Значит так, доставайте их документы, ищите уран и находите, встречайтесь с учеными, физиками-ядерщиками, не все они перед войной успели сбежать от фашистов, некоторые даже активно сотрудничали с Гитлером, спрятались, и теперь их надо искать. Действовать надо стремительно и безапелляционно!» — объясняет задачу начальник Первого главного управления при Совнаркоме Борис Ванников (его играет Станислав Дужников). Ванников организовывал все работы по атомной бомбе.
Поездке предшествует встреча Головкина с матерью (актриса Наталия Батрак). Она училась в Австрии и убеждает сына посетить «необыкновенной красоты» Венскую оперу и попробовать знаменитый яблочный штрудель. Но Вена 1945 года совсем не тот мирный уютный город, что остался в ее памяти. И Венская опера взорвана отходящими нацистами, и кофейни закрыты. Зато Радиевый институт практически цел. К Николаю Головкину, которому помогает специальная разведрота, приводят лаборанта Герберта Фиша (Павел Мамонов). Симпатизирующий коммунистам молодой ученый рассказывает, что в подвале института спрятаны 16 ящиков с порошковым ураном. С ним советские ученые и продолжат работу над зарядом РДС‑1. Название — шифр из правительственного постановления: «Реактивный двигатель специальный». После испытаний появилось народное толкование: «Реактивный двигатель Сталина», «Россия делает сама» и проч.
Вторая часть постановки — испытания. Ночью 29 августа 1949 года Курчатов принимает решение перенести подрыв с 8:00 утра на час раньше: синоптики прогнозируют усиление ветра после семи до шквалистого. Ученый не хочет рисковать, и Берия (актер Карэн Бадалов) вынужден согласиться. Ровно в 7:00 на Семипалатинском полигоне № 2 раздается взрыв невиданной силы.
Для тех, кто несколько лет днем и ночью ни на минуту не отвлекался от дела государственной важности, это был миг счастья. Но после испытаний многие ученые-атомщики и у нас, и на Западе ощутили себя демиургами, которые способны движением руки уничтожить планету, — и засомневались. Задается вопросами в финале пьесы и Курчатов: «Страшно представить, что испытали мирные жители Хиросимы и Нагасаки, когда американцы сбросили на них атомную бомбу. Не совершится ли бесчеловечное преступление еще раз, но теперь уже против наших граждан?»
«Мы не знаем, каким был Курчатов, — говорит «СР» режиссер постановки Владимир Скворцов. — Мы можем лишь опираться на воспоминания современников и достраивать его образ, исходя из предложенного автором материала. Я вижу его, безусловно, очень решительным человеком, который берет на себя всю ответственность за испытания, зная, что за его спиной судьбы людей, а сам он стоит на пороге чрезвычайно опасной для всего человечества точки невозврата».
Отмечает режиссер и то, как со своей ролью в спектакле справился конференц-зал «Атома»: «Огромный мультимедийный экран, хорошие акустические возможности. И атмосфера, которая прекрасно передает дух того времени первых».