«Арктика 2005 года и сегодня — две большие разницы»: каким был регион 17 лет назад
Как стать ученым, какой была Арктика 17 лет назад и какие качества необходимы в полярных экспедициях? Рассказывает Анна Тимофеева — научный сотрудник Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ), участница просветительской экспедиции «Ледокол открытий — 2022».
100 лет между полюсами
Чем занимается Арктический и антарктический НИИ, понятно из названия — разработкой научных программ для полярных регионов, в том числе на полярных станциях, а также их снабжением. Два года назад наш институт отметил столетие.
Говоря о больших проектах ААНИИ, нужно в первую очередь упомянуть сданную в эксплуатацию этим летом ледостойкую самодвижущуюся платформу «Северный полюс» — специализированное судно, на основе которого организовали дрейфующую станцию в Арктике. Не менее масштабный проект — строительство новой станции «Восток» в Антарктиде. Той самой, которая находится над известным подледным озером Восток. Проект реализуется уже не первый год, сейчас там идет монтаж новых модулей, жилых и исследовательских блоков. Также институт участвовал в масштабном международном проекте MOSAiC в 2019–2020 годы и в экспедиции «Трансарктика» в 2019‑м, в ходе которой был и дрейф во льдах судна «Академик Трешников» в течение нескольких месяцев, и океанологические исследования на других судах во всех морях Российской Арктики.
Как я выбрала лед
Я была студенткой программы «ПОМОР», которая существовала много лет, — это российско-германская магистерская программа, которая базировалась на факультете географии и геоэкологии Санкт-Петербургского государственного университета. Фактически мы одновременно учились в питерском и немецком вузах, в моем случае это был Бременский университет. Оттуда приезжали лекторы, мы им сдавали экзамены. Все это было нацелено на полярные морские исследования.
В качестве практики у нас была арктическая экспедиция. Именно после нее я решила, на чем хочу специализироваться. Выбрала лед и пошла работать в отдел ледового режима и прогнозов ААНИИ по приглашению коллег, с которыми познакомилась в том рейсе.
«Здесь красиво все»
Первая встреча с Арктикой была эпичной, потому что мы прошли весь Севморпуть, по всем морям. Это был 2005 год. Экспедиция заняла больше 2,5 месяца, дольше запланированных сроков, но было много интересного: и геологические изыскания, и сейсмические работы на хребте Ломоносова, и эвакуация дрейфующей станции. Наш «Академик Федоров» стал первым транспортным судном, достигшим географической точки Северного полюса в безледокольном плавании. Однако выйти оттуда самостоятельно мы уже не смогли, и для продолжения работ к нам подошел атомный ледокол «Арктика». Вместе с «Арктикой» мы двинулись в сторону Гренландии, где забрали уже совсем разрушенную дрейфующую станцию, все домики, оборудование, бочки — в общем, все, что там было на обломках разметано в радиусе нескольких миль. Людей забрали. А затем, также совместно с «Арктикой», отправились назад, в район моря Лаптевых, на поиски другой достаточно крепкой льдины, чтобы организовать новую дрейфующую станцию.
Кроме всех этих интересных событий меня, разумеется, поразила суровая красота Арктики. Здесь красиво все. Айсберги в солнечном или закатном свете, северное сияние в темное время, многолетний лед в полярный день — он голубой, яркий. Восходы и закаты осенью совершенно сумасшедшие, просто буйство красок. Звездное небо и луна, отражающаяся в волнах. Ты во всем этом ощущаешь себя песчинкой.
Другая Арктика
Арктика 2005 года и сегодня — две большие разницы. В этом году в июле на полюсе было 0 °C. В 2005‑м мы с середины июля ходили по всей Арктике и не было такого тепла, а на самом полюсе в конце августа термометр показывал −19 °C.
Обычно сезонный минимум распространения льда наблюдается в сентябре, и в последние годы мы видим значительное уменьшение общего количества льда на момент вот этого минимума. Нельзя говорить, что с каждым годом льда все меньше и меньше, это все- таки процесс колебательный, есть межгодовая изменчивость, все может зависеть от места — в одном году лед остался здесь, в другом — там. Но тем не менее в общей сложности мы видим, что летнее распространение льда стало значительно меньше исторического, средней нормы. То же самое можно сказать про зиму — есть районы, которые стабильно полностью замерзают в зимний период, а есть акватории, которые замерзают частично. Количество льда там изменяется, эту изменчивость необходимо оценивать. Получается, что и максимальная, зимняя площадь распространения льда постепенно сокращается. Еще важный факт: серьезно уменьшается количество многолетних льдов — тех, которые пережили не один сезон таяния. Сейчас в летний период с большой повторяемостью очищается большая часть акватории всех морей Российской Арктики, таким образом, ледяной покров в них преимущественно состоит из однолетнего льда. Многолетний лед наблюдается в основном в приполюсных районах и в Канадской Арктике. Так что Арктика, конечно, уже другая.
В экспедициях и на берегу
К нам на работу пиходят самые разные специалисты — гидрометеорологи, океанологи, гидрологи, гидрохимики, геологи, геоморфологи и др. Все зависит от направления, которым люди хотят заниматься. Есть те, кто сидит на берегу и никогда ни в какие экспедиции не ходит. Они строят численные модели, рисуют прогнозы — у них тоже много работы. Есть те, кто предпочитает экспедиции, им неинтересно работать с данными — только их добывать. Есть такие, кто и тут и там, — могут и в экспедиции ходить, а потом собранную информацию обрабатывать и анализировать.
Кстати, в экспедиции отлично видно, кто и что собой представляет, кто на что способен, все скрытое проступает наружу — человеческие качества проявляются ярко. Собственно, в экспедиции, как и везде, в любой ситуации, нужно уметь считаться с другими людьми, работать в команде, стараться реагировать на все максимально спокойно, да и просто оставаться дружелюбным и отзывчивым. Это, конечно, банальные вещи, но их значение нельзя недооценивать. Но также надо уметь оперативно реагировать, принимать быстрые, иногда нестандартные решения, быть готовым работать в ненормированном режиме и помогать другим.
Приключение на всю жизнь
Показать детям Арктику — очень крутая идея. Даже если они никогда здесь работать не станут. Это приключение, которое останется с ними на всю жизнь. Уверена, что кто-то благодаря этому путешествию найдет свое дело в жизни — ведь тут множество экспертов из совершенно разных сфер деятельности и есть возможность с ними пообщаться. Здорово, если они воспользуются этим шансом. Дети собрались тут потрясающие. Иногда начинаешь даже немного комплексовать: ух ты, а они-то умнее, чем ты сам!