«Только пробуя новое, мы находим любимое»: опрос атомщиков о выборе профессии

В сентябре мы задали атомщикам разного возраста и специальностей несколько вопросов о том, как войти в профессию. Получили массу полезных откликов, которые в одну публикацию не уместились. Часть первую «Как вы представляли свою работу и сбылись ли ваши ожидания?» можно почитать по ссылке. Теперь часть вторая — ​«В каком возрасте начинать готовить детей к выбору профессии и как вы лично это делаете?».

Вадим Цыбенко
Младший научный сотрудник лаборатории плазмодинамики отделения магнитных и оптических исследований, ТРИНИТИ

— Как говорит руководитель нашего отделения Анатолий Михайлович Житлухин, раньше, в СССР, была правильная подготовка технических специалистов — ​со школьной скамьи. Были кружки, люди массово выписывали и читали журналы «Техника — ​молодежи», «Моделист-конструктор», «Юный техник», «Крылья Родины». Была система, которая готовила к инженерно-научным специальностям с детства. Хоть я родился позже, мне повезло с системой подготовки. Мой отец ​авиаконструктор, он в молодости собирал эти журналы, а моя тетя подарила мне замечательные энциклопедии издательства «Аванта+»: «Физика», «Астрономия» и «Химия», статьи для которых написали лучшие ученые страны. В гимназии моим учителем физики был директор — ​Антон Иванович Денисенок, я занимался у него прямо в кабинете. У меня был отдельный учебный план, ну и более серьезные книги по физике, журналы «Квант» и «Потенциал». Я легко поступил на физтех, занимался робототехникой, даже ходил на курс ТРИЗ. Сейчас, когда я уже работаю, — ​учусь у коллег, ищу специалистов в других институтах и на производствах, у которых я мог бы чему-то научиться. Накопился опыт, и у меня появились свои проекты. Теперь я собираю людей вокруг себя.

В общем, учиться и учить нужно всю жизнь, и чем раньше начнете — ​тем лучше. Но желательно, конечно, иметь страсть, устойчивый интерес к технике и науке, и возраст до 11 лет здесь критический, на мой взгляд. Недостаточно быть просто умным и отличником, нужно, чтобы эта страсть была, по сути, вашей жизнью.

Иван Родионов
Инженер лаборатории НТЦ «Синтез», НИИЭФА

— Вопрос выбора профессии в широком смысле — ​вопрос выбора вектора развития. Все люди разные, и, к счастью, при правильном подходе их способности видны задолго до вуза. Физико-математические наклонности, к примеру, проявляются уже в четыре — ​шесть лет, их тогда и надо развивать. Общее физико-математическое развитие в раннем школьном возрасте, потом — ​попытка через кружки и дополнительные занятия конкретизировать круг интересов. Болонская система позволяет доопределиться даже после начала учебы в вузе — ​если бакалавриат выбран не совсем точно, можно пойти в магистратуру на другую специальность.

Лично я, помогая вести кружки для одаренных детей, нередко видел типовую ошибку родителей, транслирующих свои интересы ребенку, которому тема кружка совершенно неинтересна (причем «дитя» могло быть уже в выпускных классах). Подготовка к выбору профессии в значении «поиск интересов» заменялась на подготовку к конкретной, заранее выбранной родителями специализации, что в корне неправильно, даже если кажется, что специализация хорошая.

Александр Михайлов
Инженер-программист, РФЯЦ-ВНИИТФ

— Людям в любом возрасте важно развиваться, познавать новое. А детям особенно. Знакомясь с новым, ребенок может определиться, что его интересует, чем он хотел бы заниматься. Поэтому важно давать детям свободу в познании и открывать им разнообразие сфер деятельности. Только пробуя новое, мы находим любимое. Чего родителям делать точно нельзя — ​это решать за ребенка, кем ему быть и куда идти учиться. Пусть лучше никуда не поступит и возьмет тайм-аут, чем получит неинтересную для себя профессию и будет ходить на скучную работу. Работа должна приносить удовольствие и возможность реализовать себя, иначе станет каторгой. Еще я считаю, что никогда не поздно сменить род деятельности, переучиться, всегда можно изменить что-то в своей жизни. Дерзайте, и у вас все получится.

Виктор Гущин
Главный эксперт отдела энергетических канальных реакторных установок, НИКИЭТ

— К окончанию школы я уже определился, что буду развиваться в области техники как инженер. Мне было интересно создавать объекты и конструкции, я чувствовал способность к творчеству в области техники. В советское время у ребят был только один шанс поступить в вуз, иначе — ​армия. Поэтому я изучил специальности во всех технических вузах страны. На мои выводы повлиял всплеск развития атомной техники, окончание школы совпало с пуском первого энергоблока Ленинградской АЭС. Я выбрал МВТУ им. Баумана и до поступления учился два года на подготовительных курсах, при этом более подробно интересуясь атомной техникой.

Следующий этап — ​выбор работы. Я проанализировал информацию обо всех предприятиях, где можно было проявить конструкторские способности. Остановился на НИКИЭТ. Я бы посоветовал абитуриентам пройти по моему пути.

Думаю, нужно направлять детей в ту область, где у них лучше получается что-то делать, создавать, творить, проявлять профессиональные качества. По сути, стараться с самого раннего возраста раскрыть ребенку глаза на самого себя.

Марина Ловчикова
Главный специалист отдела по работе с населением и развитию услуг, «Атомэнергосбыт»

— Как только я хотела кем-то стать, так сразу искала людей, которые уже работают в этой сфере и могут не только рассказать мне о ней, но и пригласить на небольшую практику. Например, в 13 лет я записалась на курсы подготовки в педагогический колледж и договорилась со своей учительницей из начальной школы, что помогу ей проводить природоведение, рисование, труд. Делала предварительную проверку тетрадей, участвовала в организации мероприятий. Немного окунулась в заинтересовавшую меня профессию и получила не только бесценный опыт, но и понимание, что я не выберу ее для работы.

Я убеждена, что, независимо от возраста, ребенка нужно знакомить с разными профессиями — ​разговаривать о них, играть в них, ходить на экскурсии на предприятия и в специализированные музеи. Тогда обязательно возникнет интерес, и можно будет запланировать, каким именно образом подробнее узнать об этом направлении, и выбрать профессию мечты, которая позволит человеку развивать таланты и при этом получать денежное вознаграждение.

Алексей Локтев
Слесарь цеха централизованного ремонта, Белоярская АЭС

— Первые мечты о будущей работе у меня появились в начальной школе. Тогда меня интересовала профессия летчика, но практически каждый год планы менялись. Став постарше, я понял, что мне нравится работать руками: разбираться в устройстве механизмов или делать их самому. Родители настояли, чтобы я учился электронике, а душа к этому не лежала. После третьего курса бросил и ушел в армию. Там я точно понял, что мне нужно получить слесарную специальность, и не прогадал. Когда у нас с женой появятся дети, постараюсь не совершить ошибки моих родителей, буду доверять желаниям детей.

Наталия Косачева
Главный специалист отдела качества и стандартизации, «ЦНИИТМАШ»

— Сын обожал строить с года — ​мосты из конструктора, хижины из стульев и одеял. Сейчас учится в Московском государственном строительном университете. Что тебе нравится, тем и занимайся.

Александр Школьников
Заместитель директора по экономике и финансам, филиал «Атомэнергосбыта» в Смоленске

— Думаю, детей нужно готовить к выбору общего направления: технологии, медицина, образование, бизнес и т. п. — ​в зависимости от склонностей. А с конкретной профессией они определятся сами. Возможно, к тому моменту появятся новые профессии, о которых мы и не слышали. У дочери стремлюсь развивать софт-скилс и навыки работы с компьютером.

Алексей Коренец
Руководитель проектов опытного производства, «ЦНИИТМАШ»

— В младших классах прежде всего нужно показать детям, какие профессии существуют. Например, дать задание нарисовать город со зданиями, жителями. Они нарисуют больницы, школы, парк, дома и т. п. После этого можно объяснить, что, допустим, цветы, которые они нарисовали на клумбе, выращивают специалисты при помощи гидропоники. То есть не ограничиваться стандартным набором «пожарный, врач, учитель», а показывать, как современные технологии расширяют выбор профессий. Также стоит рассказать, что в каждой специальности есть карьерный рост: инженер, ведущий инженер и т. д.

Александр Багдатьев
Руководитель проекта отдела планирования, исследования и контроля, ВНИИНМ

— Скажу так: я и сейчас до конца не понимаю, к какой профессии отношусь. Большинство специалистов в наше время — ​междисциплинарники. И швец, и жнец, и на дуде игрец. При таком подходе важно, что у вас в основе, какой фундамент. Фундамент ваших знаний, компетенций и формирует ваш портрет как профессионала. А по поводу того, что вы знаете или не знаете о профессии, не беспокойтесь: вы никогда не сможете узнать все в деталях, полностью, ибо профессии, как и науки, — ​живой организм, постоянно развиваются, трансформируются, возникают и исчезают.

Совет студентам простой: стажировки и практика — ​ваше все. Выбирайте направление, которое вам интуиция подскажет, и пробивайтесь на стажировку. Получите и опыт, и понимание профессии. Чем раньше начнете, тем больше узнаете, да и резюме наполните важными строчками.

Необходимо отслеживать, к чему ребенок предрасположен, как подходит к исследованию мира. Ключевое — ​помочь сформировать базовую модель развития, научить учиться и развиваться, а дальше он сам.

Максим Печеркин
Ведущий инженер по эксплуатации ТЦ‑2, Белоярская АЭС

— Моя первая работа в турбинном цехе отличалась от того, что я представлял себе в университете. Там преподается в основном теория, больше готовят на инженерную должность. Изучаешь чертежи, схемы, техническую литературу, а устроившись на атомную станцию, начинаешь работать машинистом — ​по сути дела слесарная работа. Помню, когда только пришел, мне поручили почистить сотни метров трубопроводов от пыли и грязи. Это сейчас я уже понимаю, что порядок нужно поддерживать, а тогда был небольшой шок.

Спустя годы я сам стал наставником. В первую очередь я стараюсь дать понять ученикам, что они пришли сюда как взрослые и ответственные люди. Выстраиваю диалог, показываю на своем примере, что все могут столкнуться с затруднениями, важно не терять веру в себя и не бояться просить о помощи. Взаимовыручка и дисциплина — ​наверное, наиболее важные качества в оперативной работе.

Примерно такими же принципами я руководствуюсь в воспитании дочек. Мы открыто разговариваем обо всем, что их интересует, в том числе о профессиях. Старшей дочке девять лет, она решила стать шеф-поваром. Мы вместе смотрим кулинарные программы, ищем рецепты и готовим. Я не знаю, может, через несколько лет у нее появится другое увлечение, но мы с супругой будем ее поддерживать. Младшей пять лет, и пока она хочет быть стоматологом. Хорошо, что у меня есть друзья в этой профессии, я привожу к ним дочь, она смотрит, как там работают.

Наталья Первушина
Старший научный сотрудник, РФЯЦ-ВНИИТФ

— О профессиях надо рассказывать в детском саду и начальной школе. Готовить к выбору профессии можно уже в среднем звене, с пятого по восьмой класс. В эти годы нужно дать ребенку попробовать себя в научно-­исследовательской и проектной деятельности в тех направлениях, в которых ему интересно проводить исследования. Обязательно родителям нужно поддерживать начинания ребенка и помогать в реализации планов.

Мой сын учится в 10-м классе. С третьего класса мы вместе придумываем и выполняем научно-исследовательские и творческие проекты. Сначала это были исследования камней и минералов, позже — ​изучение и проектирование головоломок, сейчас — ​разработка алгоритмов и программ для решения математических и прикладных задач. К 16 годам у ребенка сформировалось направление деятельности, и для обучения в старших классах был выбран профиль «математика и информатика». Учеба в вузе и профессия будут связаны с математическим моделированием и программированием.

Для учеников 8–10-х классов специалисты конструкторского бюро № 2 РФЯЦ-ВНИИТФ в школе № 125 с углубленным изучением математики проводят «Мастерскую будущего инженера». Я организатор со стороны предприятия, а также преподаватель занятия по прикладной математике. Ведущие специалисты ВНИИТФ знакомят школьников с инженерными направлениями: прикладная механика, электроника, теплофизика и др. Многие после такого двухдневного интеллектуального марафона определяются с профессией. Они чувствуют и понимают, что им интереснее и ближе.

Я уже шестой год веду в школе кружок «Увлекательная математика» для пятых — ​шестых классов. Предлагать выбрать профессию в этом возрасте, конечно, рано, но привить интерес к царице наук можно и нужно. Мы разбираем сложные олимпиадные задачи, чтобы дети видели, что подобные вещи им под силу. Появляется азарт, интерес и желание довести начатое до конца. Эти качества очень важны для представителя любой профессии, какую бы они ни выбрали.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: