«Инженер, может, и не все знает, но точно может со всем разобраться»: опрос атомщиков о выборе профессии

В опорных вузах «Росатома» говорят, что большинство младшекурсников имеют далекое от реальности представление о своей профессии и вообще затрудняются объяснить, почему учатся на нее, почему именно в этом институте. Раньше такого не было. Или было? Люди разного возраста и специальностей ответили на несколько наших вопросов, чтобы помочь студентам сориентироваться. Часть первая — ​«Как вы представляли свою работу и сбылись ли ваши ожидания?».

Алексей Якушкин
И. о. директора отделения физики токамаков-реакторов, ТРИНИТИ

— Я представлял, что буду конструировать и собирать разные установки. После вуза два года ушло на то, чтобы научиться хоть как-то это делать. Причем собирать установки приходилось практически из мусора — ​денег на детали не было, а если и были, в то время в лаборатории никто не знал, как произвести закупку.

Только после того как я начал работать в частной фирме, где мне предоставили возможность получить все, что нужно для сборки, я понял, как это увлекательно. За полтора года разработал, спроектировал и сделал своими руками первый в мире стабильный литиевый источник ЭУФ-излучения на 13,5 нм. Считаю, что такие вещи возможны только тогда, когда тебе поставлена четкая задача, предоставлены ресурсы и никто не отвлекает по другим вопросам.

Опыт создания в одиночку установки мирового уровня стал для меня отправной точкой карьеры. Мне пришлось самостоятельно изучить целый спектр областей физики и техники, а также совершить кучу ошибок, за которые не было наказания — ​ошибки воспринимались как драгоценный опыт. Правда, времени на изучение физики и техники, на исправление этих ошибок ушло много. Работал с 10 утра до 10 вечера каждый день. Благо ничем другим заниматься меня не заставляли. В итоге ожидания сбылись. Только закупки, аудит, бюрократия и тяга руководителей свалить вину на соседа всегда все портят.

Иван Родионов
Инженер лаборатории НТЦ «Синтез», НИИЭФА

— Важно понимать, что ожидания в профессии — ​если, конечно, они разумные и согласуются с реальностью — ​оправдываются за счет целенаправленных действий. Нужно правильно выбирать, где учиться, практиковаться. На работе — ​находить баланс между требованиями окружения и своими желаниями. К примеру, я всегда хотел совмещать физику и программирование, что, казалось бы, непросто на должности инженера в физической области. Но я организовал свой рабочий процесс так, чтобы интегрировать в физику большие объемы программистской деятельности, не вредя, а, наоборот, помогая основным задачам. И именно эта инвестиция времени и усилий позволила ожиданиям от работы оправдаться.

Андрей Разбаш
Начальник смены блока атомной станции, Ленинградская АЭС

— Обучение атомной профессии надо начинать с малого — ​с экскурсий на станции, производственной практики. Это приблизит к пониманию цепочки производства и устройства АЭС. Главное, что бы я сказал абитуриентам: с получением диплома ваши экзамены не закончатся, на рабочем месте надо будет постоянно их сдавать, до трех-четырех в год. Мои ожидания оправдались, реальность даже их превзошла. Я участвовал в строительстве и пусконаладке нового энергоблока с ВВЭР‑1200. Такого я и представить не мог, когда учился.

Александр Михальчук
Заместитель директора ВНИИАЭС-НТП, директор отделения физических расчетов и режимов, ВНИИАЭС

— Я еще в школе хотел заниматься физикой, пойти в университет. Сразу не получилось, попал в пограничники, отслужил три года, а в вуз поступил в 1970‑м. Окончил и с дипломом физика пошел по распределению на Нововоронежскую АЭС. Спустя восемь лет переехал на Балаковскую станцию, где тоже занимался эксплуатацией и безопасностью.

В нашей отрасли можно выбрать много направлений деятельности. Большинство выпускников находят себе применение на атомных станциях по той специальности, по которой учились. Но есть и перепрофилирование, и дополнительное образование — ​например, в том же Обнинском институте. Некоторые специалисты — ​а я принимал много экзаменов — ​проходили переподготовку и из турбинистов и КИПовцев становились операторами реакторного отделения, и наоборот. Базовое образование — ​это не приговор к тому, чем будете заниматься, а возможность развиваться.

Вадим Лемехов
Генеральный конструктор проектного направления «Прорыв»

— В вузе я будущую профессию представлял как расчеты и черчение. Но профессия конструктора реакторных установок — ​это не только конструирование, но и экономика, организация производства, научные задачи и многое другое. Это захватывает.

Людмила Телятникова
Главный специалист по насосному оборудованию, «Турбинные технологии ААЭМ»

— По специальности я инженер-технолог. Одно из преимуществ инженерного образования — ​возможность переквалифицироваться в любой момент. Заведующий кафедрой любил повторять, что инженер, может, и не все знает, но точно может со всем разобраться. Мои первые ожидания не оправдались, мечты о науке не сбылись, но базовое инженерное образование позволило сменить профессию 10 лет назад. Насосные агрегаты используются повсеместно, а узкая специализация обеспечивает постоянный доход.

Дмитрий Халтурин
Инженер-технолог центральной заводской лаборатории, «Маяк»

— Я с детства знал, что хочу быть инженером. В моем понимании инженер — ​это человек, который умеет решать технические проблемы, нестандартно подходит к задачам. Простыми словами — ​я хотел быть изобретателем. Оправдались ли мои ожидания? Да. Я ищу, как исправить тот или иной технический сбой при минимуме вводной информации. Это расследование, в котором нужно применять знания, оборудование. И это очень интересно.

Я бы советовал студентам больше работать с оборудованием на кафедре. В нашу профессию путь лежит через знание оборудования: это микроскопы, аппараты, системы и т. д. Отрабатывайте навыки обращения с ним, и вам будет проще освоиться, влиться в коллектив и в работу. Мне повезло: к инженерному ремеслу меня готовили чуть ли не с первого класса. Я полжизни прозанимался на станции юных техников, есть такая в Озерске. Все эти годы отдал судомодельному спорту. Там мне привили слесарные навыки, любовь к работе руками, нестандартное техническое мышление. Отец тоже порой рассказывал о своей работе, показывал разные микросхемы, это увлекало. Сегодняшним детям, подросткам, да и студентам важно привить любовь к технике и в целом к работе руками. Это полезно и поможет всегда оставаться востребованным специалистом.

Антон Назаров
Инженер 1‑й категории, МОКБ «Марс»

— Классе в девятом я понял, что хочу заниматься чем-то, связанным с космическими аппаратами. После института и службы в армии метался между профессиями и направлениями: от бухгалтерии до обслуживания самолетов, от грузовых перевозок до автоэкспертизы. Счастливый случай помог устроиться в «Марс». Тут я почувствовал полезность своей работы и перестал быть паровозом на траве.

Абитуриентам о своей профессии я рассказывал бы четко, просто, не загружая информацией о том, какие задачи выполняют наши аппараты в космосе, какие у них прикладные цели. Вот эта коробочка управляет аппаратом, эта — ​солнечными панелями. Теперь наденьте антистатические браслеты и потрогайте эти коробочки. А на нашем предприятии, обязательно добавил бы я, работают самые умные и трудолюбивые люди — ​именно таких «Марс» выбирает из выпускников.

Нелли Мареева
Инженер 2‑й категории химического цеха, Ленинградская АЭС

— Выбор специальности был порывом души после экскурсии в 11‑м классе в центральный зал первого энергоблока ЛАЭС. Светящаяся вода в бассейне выдержки топлива так очаровала, что я сделала резкий разворот: так несостоявшийся учитель русского языка стал постигать радиационную химию и материаловедение. Условное представление о профессии появилось только после производственной практики в химическом цехе и отделе радиационных технологий. Работа не разочаровала, наоборот. Все время возникают интересные задачи, которые позволяют развиваться. А вокруг — ​интересные люди, готовые делиться опытом.

Иван Бухтеев
Главный специалист управления ВЭД, «ЦНИИТМАШ»

— Я работаю специалистом по внешнеэкономической деятельности, у меня диплом переводчика в сфере профессиональной коммуникации. Многие думают, что переводческое образование — ​это знание иностранного языка. Не совсем так. Естественно, без владения иностранным языком на высоком уровне не обойтись. При этом необходимо в совершенстве владеть и родным языком — ​русским. Как бы вы ни знали иняз, вы никогда не переведете информацию, обладая скудным лексическим запасом или путаясь в нормах языка. Поэтому нужно читать как можно больше художественной и публицистической литературы на обоих языках. Вдобавок, чтобы стать мастером переводческого дела, крайне важно иметь широкий кругозор и постоянно развиваться, уметь находить информацию — ​в интернете, словарях, прессе и т. д. В процессе обучения я пришел к выводу, что, если нет желания получать новые знания и вникать в совершенно новые для тебя темы — в моем случае сварка и металлургия, к примеру, — ты так и останешься дилетантом.

Вадим Цыбенко
Младший научный сотрудник лаборатории плазмодинамики отделения магнитных и оптических исследований, ТРИНИТИ

— Для меня вообще нет слова «профессия» — ​я занимаюсь и буду заниматься тем, что мне нравится в самых разных областях науки и техники: от физики плазмы до авиации и робототехники. Я мог бы пойти на чисто инженерную специальность, но у меня есть исследовательская и изобретательская жилка, поэтому я поступил в МФТИ — ​лучший технический вуз страны. Для меня конкретная запись в трудовой книжке имеет мало значения. Важно то, чем занимаешься, от чего получаешь удовольствие.

Когда я пришел на работу, то не знал, что люди настолько разные, что у них разный опыт и знания, восприятие работы и жизни, разная мотивация. И я понял, что создать эффективную команду — ​это гораздо более сложная задача, чем получить знания в вузе и даже научиться применять их в одиночку.

Я ничего не ожидал от профессии, я мечтал развивать свои проекты. А если говорить о конкретном выборе места работы, то больше хотел заниматься экспериментом, причем там, где многое разрабатывают на месте, как в нашей лаборатории, где достаточно свободы и можно ­чему-то научиться. Эти ожидания сбылись.

Марина Ловчикова
Главный специалист отдела по работе с населением и развитию услуг, «Атомэнергосбыт»

— Я имела представление о будущей профессии, потому что жила на улице Энергетиков в поселке энергетиков, где была гидроэлектростанция, администрации генерирующей компании и сетевой организации, диспетчерское управление. Меня окружали те, кто работает в энергетике.

В моем представлении энергетик — ​это человек, благодаря которому на любом предприятии оборудование работает без отказа в течение всего срока эксплуатации и который обеспечивает эффективное потребление ресурсов на предприятии.

Начинала я в проектном институте инженером-­электриком. Работа динамичная, интересная, разнообразная. Изучаешь досконально технологический процесс объекта, взаимодействуешь с коллегами­смежниками — ​архитекторами, конструкторами, инженерами и проч., с заказчиками, строителями и надзорными органами и, маневрируя между требованиями законодательства, нормативно-технической документации и бюджетом, создаешь максимально детализированный проект, который устроит надзорные органы и будет крайне полезен при строительстве объекта и его эксплуатации. Работа полностью оправдала мои ожидания, хотя представление о ней я получила только на практике и до прихода в проектный институт даже не задумывалась, что любая стройка начинается на бумаге.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Новости
«Ничто не может сдержать развитие атомных технологий»: стартовал «Атомэкспо-2024»
Синхроинфотрон
«Сыто-пряно» и весело: как проводят время после работы строители АЭС «Куданкулам»
Технологии
Большие вводные: как платформа E-com помогает ускорить ввод в эксплуатацию
Новости
ЦЕРН прекратит сотрудничать с 500 российскими специалистами
Новости
Ученые НЦФМ создали оптическую систему с рекордным быстродействием
Федеральный номер «Страна Росатом» №11 (619)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» №11 (619)

О чем говорили на дне информирования — стр. 4

Стартапы МИФИ получили проектное финансирование — стр. 8

Как проводят время после работы строители АЭС «Куданкулам» — стр. 13

Скачать
Показать ещё