Мечты Рахмана и Султаны: как студенты из Бангладеш готовятся к работе на АЭС «Руппур»

На АЭС «Руппур» в Бангладеш возводят два энергоблока с реакторами ВВЭР‑1200. На них будут работать и выпускники Технической академии «Росатома» Рахман Масудур и Султана Фахмида. Мы спросили у молодых людей, что их привело в Россию, кем они планируют стать после учебы и как им живется в городе атомщиков Нововоронеже.

Седьмой сын

Рахман Масудур родился в семье фермеров в бангладешской деревне недалеко от столицы страны Дакки. В семье семь детей, все мальчики, он младший. Рахман мечтал стать военным, однако во время обучения в колледже преподаватели выявили у юноши способности к физике и посоветовали пойти учиться на физический факультет Университета Дакки.

«Профессия энергетика — ​сегодня одна из наиболее привлекательных в моей стране», — ​отмечает Рахман. Кстати, в отличие от многих бангладешских слушателей Технической академии «Росатома», молодой человек прекрасно говорит по-русски. «С 2016 по 2019 год я учился в МИФИ в Москве, — ​продолжает он. — ​После этого два года работал на АЭС «Руппур» инженером. Чтобы попасть на обучение в Техническую академию «Росатома», выдержал непростой экзамен, во время которого проверяли мои знания о работе АЭС».

Россия стала первой заграничной поездкой молодого бангладешца. Все для него было в новинку: природа, люди, традиции, но сложнее всего было привыкнуть к холоду. Что такое пальто, ботинки и шапка-ушанка, Рахман узнал при первых холодах в Москве.

Студенческая жизнь складывалась интересно: появились друзья, он много путешествовал. Побывал в Самаре, Сочи, посмотрел Байкал и Крым. Обучаясь в МИФИ, занимался фотографией, играл в футбол, встал на лыжи. До жизни в России про Новый год и дни рождения он даже не слышал. В его детстве малышей не только не одаривали подарками, но даже записывали гражданами страны только лет с пяти — ​государство тогда не вело строгий учет рождаемости, да и сейчас далеко не все жители регистрируют своих отпрысков. Учеба в московском институте помогла знакомству с Россией. «У меня есть русские друзья, которые помогают мне понять вашу страну. Я и сейчас поддерживаю с ними связь, — ​рассказывает Рахман Масудур. — ​По сравнению с МИФИ в Технической академии «Росатома» программа обучения сложнее. Свободного времени совсем мало. Хорошо, что инструкторы, переводчики и специалисты отдела организации обучения помогают во всем».

Помощь бангладешским студентам нужна не только в учебном процессе — ​разобраться со схемами и проработать аварийные ситуации на тренажере блочного пульта управления АЭС, ​но и в быту. Специалист отдела организации обучения Технической академии «Росатома», сопровождающая группу, становится и мамой, и старшей сестрой: помогает с покупками, с обращением в больницу, да и просто объясняет, как одеться по погоде и что такое снег.

«Нововоронеж — ​город маленький и красивый, здесь особенная природа и добрые люди. Все, чему научусь в России, мне пригодится в дальнейшем. Я планирую надолго остаться в атомной энергетике», — ​улыбается Рахман Масудур.

После полутора лет учебы в Технической академии «Росатома» и успешной сдачи экзамена молодой человек получит сертификат о завершении обучения по программе подготовки на должность ведущего инженера реакторного цеха атомной станции. Однако к работе на АЭС «Руппур» он будет допущен только после получения разрешения Органа регулирования атомной энергии Бангладеш (BAERA).

Четвертая дочь

В Россию за знаниями отправилась и Султана Фахмида. Для младшей из четырех девочек в семье Университет Дакки стал первой ступенью к выбору профессии — ​она училась на отделении ядерной физики. После вуза работала преподавателем физики в институте, но когда Комиссия по атомной энергии Бангладеш объявила набор студентов для обучения в России, решила, что должна попробовать свои силы.

«Нас брали по знаниям, на пол внимания не обращали, — ​рассказывает Султана. — ​Я все равно оказалась единственной женщиной в группе из 10 человек, обучающихся по специальности «радиационная безопасность на АЭС». Дома осталась трехлетняя дочь Махира, скучаю по ней и по мужу. Но все, что я узнаю в России, ценно и важно для моей профессии — ​я планирую работать в отделе радиационной безопасности на АЭС «Руппур». В Технической академии «Росатома» хорошо составлена программа, теоретическое обучение соединено с практикой, стажировкой на рабочем месте».

Практика у студентов академии проходит на инновационных блоках Нововоронежской АЭС: в зависимости от специальности — ​в цехах, отделах и лабораториях атомной станции. В филиале академии в Нововоронеже также есть аналитические тренажеры инновационных энергоблоков. Новый полномасштабный тренажер ВВЭР‑1200 — ​копия блочного пульта управления инновационных энергоблоков № 6 и 7 Нововоронежской АЭС. На нем уже прошли обучение более 50 специалистов с турецкой и бангладешской атомных станций.

Сегодня лучшие друзья Султаны — ​учебники, но остается время и на поездки по России. «Меня потрясли Красная площадь, Исторический музей и Московский океанариум, — ​говорит она. — ​В Нововоронеже я люблю гулять у водохранилища, а в свободное от занятий время — ​готовить. В русской кухне мне больше всего нравятся блины и гречка».

Студенты живут в гостинице или в квартирах, входящих в жилой фонд академии. Учтены кулинарные и религиозные предпочтения студентов: в гостинице есть молельная комната, а кухни оборудованы рисоварками.

Султана с детства слышала от матери и отца, что в жизни важно быть самостоятельной. Наставления родителей воспитали характер. «Когда мне трудно, повторяю: потерпи, будь спокойна, не сиди без дела, — ​делится она. — ​Своим друзьям советую учить русский. Рассказываю, какая здесь спокойная и красивая страна. Буду тепло вспоминать переводчиков Юлию Попову и Наталию Колмакову, а также инструктора отдела подготовки персонала реакторного цеха Олега Николаевича Склярова. Мы все бежим на его занятия, на них очень интересно».

Султана Фахмида уверена, что ее стране атомная энергетика необходима. А хорошо оплачиваемая профессия позволит в будущем ей с мужем купить дом, растить детей и помогать родителям.


СПРАВКА

У Технической академии «Росатома» пять учебных площадок: в Обнинске, Нововоронеже, Москве, Санкт-Петербурге и Сосновом Бору. С 1967 года здесь прошли обучение более 420 тыс. слушателей. Прочные деловые отношения связывают Техническую академию «Росатома» с атомщиками из стран, которые только начали развивать ядерную энергетику. С 2018 по 2021 год по программам подготовки персонала зарубежных АЭС, строящихся по российским проектам, в Технической академии «Росатома» проходили обучение более 2 тыс. специалистов из Бангладеш, Турции, Белоруссии, Египта.

Нововоронежский филиал Технической академии вырос на базе учебно-тренировочного центра «Атомтехэнерго». Более 40 лет назад он был известен в нашей стране и за рубежом как учебно-тренировочный центр цеха наладки, испытаний и пуска атомных электростанций. С 1970‑х годов там учились атомщики из Болгарии, Венгрии, Финляндии, Кубы, ГДР, Чехословакии и других стран.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: