Не жалея ни себя, ни красок: где и как рождалось полотно Исаака Левитана «Над вечным покоем»
Один из самых известных видов Удомли — одноименное озеро, на берегу которого находится Калининская АЭС. Увидеть, какими были эти места в XIX веке, можно в Третьяковской галерее — на знаменитой картине Исаака Левитана «Над вечным покоем».
Дом с видом на озеро
Исаак Левитан любил Плес и был одним из его первооткрывателей для творческой интеллигенции. Он каждый год уезжал из Москвы для работы на пленэре и провел в Плесе четыре плодотворных сезона. Но летом 1893 года художник отправился в Тверскую губернию, в село Островно, расположенное меньше чем в 20 верстах от нынешней Удомли. Города тогда еще не существовало, только поселок Троица при железнодорожной станции.
Там, в старинном доме Ушаковых, обедневших, но гостеприимных помещиков, художник и его спутница Софья Кувшинникова заняли две комнаты с окнами на озеро. Дом стоял на возвышении, и виды открывались, по воспоминаниям его многочисленных гостей, невероятные. Усадьбы Ушаковых больше нет, но ее облик сохранили в своих работах художники, которые бывали там в разные годы. Дом можно увидеть, например, на полотнах Левитана «Осень. Усадьба» и «Весна. Белая сирень», его главный зал с колоннами — на картинах «Старый зал. Островно» Александра Моравова и «Новые хозяева» Николая Богданова-Бельского. Бывал в Островно и Чехов, с которым Левитан был очень дружен. С отставного военного Николая Ушакова, одного из хозяев усадьбы, он писал образ Гаева, персонажа пьесы «Вишневый сад», а в главной героине чеховской «Попрыгуньи» можно узнать Софью Кувшинникову.
Жизнь Левитана была связана с еще одним местным дворянским гнездом — усадьбой Гарусово на северном берегу озера Удомля. Ее владельцы приходились родней графу Андрею Аракчееву, современнику Пушкина и адресату его язвительных эпиграмм. Люди они были небогатые, а сам дом — довольной простой, но теплый и гостеприимный. Левитан с хозяевами усадьбы дружил и нередко у них бывал. С его визитов и началось паломничество столичных живописцев в Гарусово — там, как и в доме Ушаковых, в разное время жили и работали Александр Моравов, Николай Богданов-Бельский, Константин Коровин и многие другие.
Под музыку Бетховена
Нехитрый дачный досуг Левитана и Кувшинниковой в Островно составляло в основном общение с гостями и прогулки по окрестностям. Местные виды остались на множестве их работ. Уходили и уезжали на лошадях порой на весь день, нередко Левитан так задерживался, что на его поиски отправлялся хозяин усадьбы. Работал живописец, как вспоминали Ушаковы, не жалея ни себя, ни красок.
Сын местного учителя Николая Зольникова пересказывал воспоминания отца о событиях лета 1893 года: «Однажды верхом на лошадях отправились Левитан с Кувшинниковой по старой дороге от Доронино к Гарусову, к Аракчеевым, наведаться, и приехал оттуда Исаак Ильич потрясенный увиденным. А потом и исчез на несколько дней — писать этюды у Аракчеевых, а вернувшись, засел за работу, высмотрев сюжет своей картины «Над вечным покоем». Это подтверждала в воспоминаниях и Софья Кувшинникова. Она была замечательной пианисткой, ее музыка постоянно звучала в доме Ушаковых в то лето. Кувшинникова упомянула необычную деталь работы над картиной: «Писал он ее с большим увлечением, всегда настаивая, чтобы я играла ему Бетховена, и чаще всего Marche funebre (траурный марш из симфонии № 3. — «СР»)».
ПЯТЬ ФАКТОВ О КАРТИНЕ «НАД ВЕЧНЫМ ПОКОЕМ»
1. Этот пейзаж — одно из полотен Левитана, которые называют «мрачной трилогией». Два других — картины «У омута» и «Владимирка».
2. «Над вечным покоем» — одна из самых больших работ Левитана. Ее размеры — 152 на 207,5 см.
3. Картина вдохновила поэта Николая Рубцова на написание стихотворения под тем же названием — «Над вечным покоем».
4. Это не единственный пейзаж Левитана, где можно увидеть озеро Удомля. Например, его берега изображены на картине «У озера».
5. На озере Удомля находятся несколько островов. На картине «Над вечным покоем» изображен предположительно остров Аржаник, который в конце XIX века был пахотным.
Старая церковь и забытое кладбище
Если озеро Удомля на картине вполне узнаваемо, то церковь над ним вызывала немало вопросов. Итогом той поездки Левитана в Тверскую губернию стали несколько пейзажей с другой церковью, в которой современники, бывавшие в тех местах, без труда узнавали храм великомученика Димитрия Солунского в селе Островно. Он не сохранился, но остались записи о том, что находился он неподалеку от имения Ушаковых — между домом и озером. Церковь же, изображенная на картине «Над вечным покоем», совершенно другая: низенькая деревянная, вросшая в берег, со старым кладбищем.
По самой распространенной версии, церковь над озером была написана с другой, увиденной Левитаном в Плесе. «Местность и вообще весь мотив целиком был взят с натуры во время одной из наших поездок верхом. Только церковь была в натуре другая, некрасивая, и Левитан заменил ее уютной церквушкой из Плеса», — вспоминала Софья Кувшинникова, имея в виду старинную Петропавловскую церковь, которая сгорела в 1903 году и впоследствии была заменена похожей, привезенной из другого села. Гора, на которой она стояла, носит теперь имя Левитана. По мнению же пейзажиста Витольда Бялыницкого-Бирули, который был знаком с художником, церковь и погост были написаны с увиденных Левитаном в Островно: «Часто с красками и этюдником он приходил на берег Островенского озера, вблизи которого, на бугре, стояла старенькая деревянная церковь, наполовину вросшая в землю. Около церкви, ближе к озеру, было забытое, совершенно заросшее кладбище. Деревянные кресты покосились, покрылись зеленым мхом». Искал следы той самой церкви и Александр Моравов, его слова приводит искусствовед Лия Кац в книге «Художники в Удомельском крае»: «В то время, когда И. И. Левитан жил на Удомле, на возвышенности, находящейся на берегу Удомельского озера, между деревней Акулово и Троицей, против Лубенькино, стояла старая деревянная церковь, и при ней было заросшее березами кладбище. В начале 900‑х годов, когда была построена новая церковь Николы на Стану, деревянная церковь была разобрана и перевезена на другой берег озера, в деревню Ряд. Там она простояла некоторое время, потом сгорела… Во время жизни И. И. Левитана на Удомле это была единственная деревянная церковь на удомельском берегу. На острове же никакой церкви не было. Обо всем этом мне рассказала старейшая жительница деревни Акулово Прасковья Ивановна Архипова».
Как было на самом деле, мы, вероятно, никогда не узнаем. Основой для картины послужило множество созданных на тверских озерах этюдов и набросков. И вдохновение, с которым Левитану работалось в тех местах. Именно удомельский период творчества, считают искусствоведы, сделал его великим пейзажистом.
Полотно, названное «Над вечным покоем», впервые было показано в 1894 году на выставке передвижников в Петербурге и произвело на публику, художников и критиков большое впечатление.
Пейзаж еще до выставки купил коллекционер Павел Третьяков, что очень обрадовало Левитана. Об этом он написал меценату: «Я так несказанно счастлив сознанием, что последняя моя работа снова попадет к Вам, что со вчерашнего дня нахожусь в каком-то экстазе. И это, собственно, удивительно, так как моих вещей у Вас достаточно, — но что эта последняя попала к Вам, трогает меня потому так сильно, что в ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием, и мне до слез больно было бы, если бы она миновала Ваше колоссальное собрание». Там, в Третьяковке, этот шедевр находится по сей день.
МЕККА РУССКИХ ПЕЙЗАЖИСТОВ
Безмятежные виды и жизнь купеческого городка привлекали не только Левитана. До него здесь побывали художники-передвижники Репин и Васильев, которые в 1870 году путешествовали по Волге. Бывали здесь и Верещагин, и Саврасов, и Бакшеев. В советское время в Плес приезжали Коровин, Трубников, Тихомиров.
В нынешнем веке в городе создано Сообщество плесских художников, в его рядах состоят несколько десятков художников. Студенческие пленэры, тематические и международные выставки регулярно проводятся в городе с 1999 года. И, конечно, не сосчитать художников-любителей, которые каждый год посещают городок в поисках вдохновения.