Высокие технологии меняют большой спорт

Любое крупное соревнование, как недавно закончившаяся зимняя Олимпиада в Пекине, — ​это не только арена спортивных баталий, но и витрина передовых технологий. Искусственный интеллект, VR и AR и другие атрибуты четвертой промышленной революции пришли в спортивную индустрию. Сотрудники Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики Даниил Максименко и Анастасия Назаренко с помощью системы анализа данных изучили 4,7 млн публикаций, связанных с большим спортом, и составили рейтинг наиболее значимых технологий. Приводим топ‑10.

1. СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Позволяют на основе технологий искусственного интеллекта анализировать выступления команд соперников и отдельных спортсменов, разбирать собственные ошибки, чтобы выработать оптимальные стратегии. В футболе, хоккее, баскетболе и других игровых видах спорта ИИ используется также для поиска талантов и оценки трансферной стоимости игрока.

2. ТЕХНОЛОГИИ 5G

Крупные спортивные мероприятия сопровождаются передачей и обработкой огромного потока информации, с чем 4G-сети уже не справляются. Поэтому переход коммуникаций для спортивных соревнований на 5G стал самым быстрорастущим направлением на стыке 2020–2021 годов.

3. ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (VR)

Благодаря иммерсивным технологиям можно отрабатывать тактические схемы, минимизируя физические нагрузки и риск повреждений. Такие системы позволяют улучшить подготовку молодых игроков, поддержать форму травмированных, можно проанализировать сценарий матча, поучаствовать в нем. Например, хоккеисты могут отрабатывать удары, не выходя на лед — ​с виртуальной клюшкой.

4. АНАЛИЗ ДАННЫХ В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ

Большие данные используют для углубленного анализа функциональных характеристик, производительности, выносливости и техники спортсмена. На их основе формируют индивидуальный план тренировок, отслеживают ход восстановления после травмы, оптимизируют комплекс реабилитации.

5. ТЕХНОЛОГИИ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ

При просмотре трансляции зрители настраивают собственную сетку контента: статистика, аналитика по избранным игрокам, их место в рейтинге и т. д. Персонализируется также реклама, которую показывают во время матча.

6. ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (AR)

AR-технологии хорошо показывают себя в коммуникациях с болельщиками. Так, в 2015 году на чемпионате мира по регби в Англии развлекательный контент появлялся в приложении при сканировании билетов на матч. Другое применение — ​судейство, например для фиксации траектории полета теннисного мяча.

7. БЛОКЧЕЙН-ПЛАТФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯМИ

Организация и управление мероприятиями на основе блокчейн-­технологии позволяют автоматизировать вход на стадион, оптимизировать потоки болельщиков, отправлять персонализированные по геопозиции сообщения («Недалеко от вас проходит автограф-­сессия», «Чтобы попасть в сектор В, поверните направо»).

8. УМНАЯ ЭКИПИРОВКА

Медицинские службы команд анализируют состояние спортсменов на основании массивов данных, получаемых с носимых устройств и умной экипировки. Например, форма из материала eTextile передает информацию о состоянии мышечных волокон, частоте сердечных сокращений и интенсивности движений.

9. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В эту группу входят, во‑первых, генетические скрининги, которые широко используются для выявления врожденных предрасположенностей человека к тому или иному виду спорта. А во‑вторых, редактирование генома. Эта технология недостаточно проработана и не применяется на людях, но изменение биологических признаков для повышения выносливости, скорости, развития мышечной массы уже не кажется фантастикой.

10. ГЕЙМИФИКАЦИЯ

Игровые механики давно стали ключевым элементом маркетинга и коммуникации. Спорт вообще подразумевает азарт и интерактив. Отличный пример — ​«Формула E», гонки электрокаров и функция fanboost: можно голосовать за спортсменов, и пять победителей голосования получают во время гонки дополнительную мощность на пять секунд.


Даниил Максименко
Ведущий эксперт Института статистических исследований и экономики знаний, ВШЭ

— Мы решили провести серию микроисследований по наиболее обсуждаемым темам. Обзор по спорту стал одним из первых. У нас во ВШЭ своя система анализа больших данных, которая ищет упоминания технологий и трендов в текстах и на их основе строит аналитику. Для этого исследования мы применили фильтр: использовали только статьи в экспертных и научных изданиях и патентные базы данных. Результаты объединили в группы, ранжировали по частоте упоминания и провели дополнительную проверку у экспертного сообщества — ​представителей спортивных федераций. Они прокомментировали, что система сделала хорошо, а что не очень. Так, в результатах есть небольшой перекос в сторону командных видов спорта. Чем богаче спорт, тем больше технологий он может продуцировать. А самые богатые виды спорта — ​командные: футбол, хоккей, баскетбол. Богатых неигровых видов спорта гораздо меньше, и, если бы мы проводили исследование отдельно для них, результаты могли бы слегка отличаться, ­какие-то специфические технологии бы вылезли.

Стоит отметить, что не все технологии на слуху. Есть «скучные», о которых просто не пишут — ​их разрабатывают. Но на самом деле они очень важны. Например, стандартизация передачи цифровых данных. Это деликатный и серьезный момент, потому что все данные приватные и их утечка может очень дорого стоить.

Тем не менее у нас получилось довольно подробное и точное исследование. Мы, например, выяснили, что большую роль играют так называемые технологии over the top. Это когда мы смотрим спортивную трансляцию по телевизору, а нам предлагают нажать на пульте красную кнопку и сделать ставку.

Спорт должен зарабатывать деньги. И через медиа- и цифровые технологии из спорта пытаются выжать максимальный доход.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: