Вызовы директора Юрченко: к 90-летию одного из создателей НИКИМТ
90 лет назад, 21 декабря 1931 года, родился Юрий Юрченко — один из создателей НИКИМТ, проработавший в нем с 1956 по 1993 год. Он 20 последних лет жизни возглавлял институт, на эти годы выпала и его работа на Чернобыльской станции после аварии. О легендарном директоре вспоминает Елена Козлова, председатель совета ветеранов «НИКИМТ-Атомстроя», участница ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
Из МВТУ в Челябинск‑40
Юрий Федорович пришел в нашу организацию в 1956 году после окончания МВТУ им. Баумана, в которое он, серебряный медалист с далекой станции Переволоцкая Оренбургской области, поступил в 1950 году. Тогда будущий Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии (НИКИМТ) был «почтовым ящиком», созданным для решения всевозможных проблем, которые появились с развитием атомной промышленности.
Уже в сентябре 1957 года молодого инженера сварочной лаборатории направили в Челябинск‑40 для участия в ликвидации последствий аварии на «Маяке». Там, в зоне аварии, в условиях радиоактивного загрязнения он в течение шести месяцев выполнял работы по сварке, резке, монтажу и демонтажу оборудования и металлоконструкций. Вот такое начало трудовой деятельности — практически в боевых условиях.
Из сварщиков — в руководители
Затем была работа на строительстве Сибирского химкомбината в Томске‑7 (сегодня Северск) начальником сварочного участка, где Юрченко сумел показать не только высокие профессиональные качества, но и отличные организационные способности. В 1961 году в возрасте 30 лет его назначают на должность первого заместителя директора НИКИМТ. Спустя 12 лет он стал директором института. Собственно, именно при нем и проходил период становления НИКИМТ как разработчика уникальных технологий, оборудования и приборов.
Он создал свою команду из молодых, энергичных специалистов, набранных из лучших вузов страны. Для выполнения все новых и новых задач, возникающих при эксплуатации атомных станций, в институте создавались десятки подразделений, расширялись производственные площади, лаборатории оснащались самым современным для того времени оборудованием и приборами, готовились и защищались диссертации, с каждым годом росло число изобретений, возникали новые направления работы. Под руководством Юрия Федоровича институт по многим научно-техническим направлениям стал одним из ведущих в отрасли. Спрос на разработки НИКИМТ возрастал с каждым годом. Коллектив института с 368 человек в 1961 году к 1980‑м годам вырос до 4,5 тыс. и был способен эффективно решать самые сложные задачи.
Из Москвы — в Чернобыль
В 1971 году Юрию Юрченко и сотруднику НИКИМТ Виктору Иванову присудили Государственную премию СССР за разработку и внедрение промышленного телевидения на объектах отрасли. Осенью 1986 года эта разработка оказалась просто незаменима при сооружении «Укрытия» над четвертым, аварийным блоком Чернобыльской АЭС, сократив уровень облучения строителей и монтажников.
Когда случилась авария на ЧАЭС, НИКИМТ уже располагал не только практическим опытом ликвидации различных аварийных ситуаций на ядерных реакторах, но и большим научно-производственным потенциалом. В Минсредмаше в мае 1986 года был образован центральный штаб по ликвидации последствий аварии, куда вошел и Юрий Федорович. Он принимал участие в решении многих принципиальных задач в Чернобыле. На Чернобыльской станции было создано подразделение НИКИМТ, куда Юрченко вызывал группу различных специалистов-технологов, химиков, конструкторов, телевизионщиков.
В воспоминаниях вдова Юрченко Нелли Павловна пишет: «С 8 утра до 9–10 вечера ежедневно без выходных он был в гуще главных событий четвертого блока. Обед в одной из столовых Чернобыля, короткий сон в деревне Иванкове и снова изнурительная работа. Домой в Москву звонил один раз в неделю, наша дочь Галя ждала ребенка. 26 августа у нас появилась внучка Катя. Как рассказывали мне, находившийся в это время в Чернобыле Юрий Федорович впервые улыбнулся и сказал: «Хоть одно радостное событие в этой беспросветной жизни».
Общее количество сотрудников института и рабочих опытного производства, участвовавших в ликвидации последствий аварии в наиболее интенсивный период в 1986 году, достигало 2 тыс. человек, из них 268 человек работали непосредственно на ЧАЭС в 1986–1988 годы и имеют статус ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Последний проект
В 1989 году за создание и внедрение центробежных экстракторов на объектах отрасли Юрий Юрченко был удостоен второй Государственной премии. Он автор и соавтор более 80 научных трудов, в том числе монографий «Монтаж и сварка трубопроводов из коррозионно-стойких сталей в атомной промышленности» (1966) и «Коррозия сварных соединений в окислительных средах» (1976). В Министерстве атомной промышленности он многие годы возглавлял сварочную комиссию.
В 1991 году правительство Украины объявило конкурс на проект «Безопасный саркофаг», и Юрий Федорович решил лично представить свой проект на конкурс. Уже тяжело болея, он увлекся этой работой, так как сам прошел все этапы работ по ликвидации аварии в 1986–1988 годы и был одним из наиболее знающих специалистов по этой проблеме. В 1992 году он представил проект на конкурс. И хотя по причине тяжелой болезни он уже не смог поехать на ЧАЭС для личного представления проекта, даже в его отсутствие конкурсная комиссия присудила этой работе третье место из 250 пришедших на конкурс.
Вот только к этому времени здоровье легендарного директора НИКИМТ резко ухудшилось. Две аварии — челябинская в начале трудовой биографии и чернобыльская ближе к концу — конечно, укоротили его жизнь. 13 января 1993 года в возрасте 62 лет его не стало. Сотрудники и коллеги искренне любили и высоко ценили Юрия Федоровича как деятельного руководителя, талантливого ученого и замечательного человека.