Спецрейсы без задержки: особенности перевозки опасных грузов
В петербургском филиале Технической академии «Росатома» прошел XV Международный ядерный форум «Атомтранс». Особенности работы в период пандемии, реформа в сфере перевозки радиоактивных материалов, современные технические средства повышения безопасности во время перемещения опасных грузов и другие темы обсудили представители бизнеса и госструктур.
Участвовать в форуме можно было очно и дистанционно. Организаторы хотели привлечь как можно больше представителей рынка: из-за пандемии форум на год поставили на паузу, и было важно, чтобы перезагрузка получилась удачной. Так и вышло: на «Атомтрансе‑2021» собрались 150 специалистов и экспертов из 12 стран.
Реформа спецперевозок
«Росатом» представлял директор департамента ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности Сергей Райков. «Форум получился полезным в плане новых партнерских связей, — сказал он «СР». — Здесь собрались наши потенциальные заказчики, которым «Росатом» интересен как перевозчик ядерных материалов, а мы, в свою очередь, обратили внимание на компании, у которых сами могли бы заказать специализированные автомобили».
В сфере перевозок ядерных материалов с 2019 года идет реформа. Раньше на каждом предприятии госкорпорации был цех или отдел, который занимался транспортировкой радиоактивных материалов: руды, концентратов урана, гексафторида урана, свежего и отработанного топлива, радиоактивных отходов. В рамках реформы перед специалистами департамента ядерной и радиационной безопасности поставили задачу создать единую федеральную сеть для перевозки спецгрузов во главе с оператором «Атомспецтранс». Для начала собрали спецтехнику, рассредоточенную по предприятиям отрасли. С этого года начался второй этап преобразований: теперь нужно сделать так, чтобы все филиалы «Атомспецтранса» были оснащены современными спецсредствами и машинами.
Апгрейд для маневра
«Реформа направлена на повышение безопасности спецперевозок, — продолжает Сергей Райков. — Наши автомобили пройдут апгрейд: в них появится современная проводка, бронирование, защитные материалы. Этой работой занимаются коллеги из «Элерона». Обновим и вагонный парк. Все транспортные средства оснастим по-современному: удобная система навигации, которая будет видеть машину на каждом отрезке маршрута, оцифрованная логистика перемещений. Мы ждем, что результатом второго этапа реформы станет появление мультимодальных контейнеров, в которые можно загружать ядерные материалы и потом без опасений везти их хоть на корабле, хоть на самолете, хоть на машине».
Испытание пандемией
Ядерный форум проводится уже 15 лет. На предыдущих встречах чаще поднимали вопросы рядовые: законодательное регулирование процессов перевозки или научно-технические нюансы. В этот раз игроки рынка рассказывали, как проходят испытание пандемией.
«Мы не можем остановить перевозки, даже если свирепствует инфекция, — говорит Сергей Райков. — Мы ведь доставляем топливо на АЭС, выполняем обязательства по гособоронзаказу, снабжаем отечественные и зарубежные промышленные предприятия, учреждения науки и медицины. За последние два года не отложили ни одного рейса в России или за рубежом. Хотя порой было сложно: режимные ограничения, между рейсами — две недели карантина. А у нас сотрудники постоянно в разъездах. Пришлось учиться планировать перевозки не на год вперед, как всегда, а на три месяца. Каждую неделю проводили медосмотры водителей и сопровождающих, влились в прививочную кампанию. Длинные рейсы, которые раньше делали только железнодорожным и автотранспортом, начали дробить: часть пути по морю, часть по железной дороге, часть по автомобильной трассе».
Страховка на дорогах
Несколько секций и круглых столов были посвящены аварийному реагированию, оценкам риска при перевозках и контролю следования грузов. Как раз накануне форума департамент ядерной и радиационной безопасности отправил в рейсы по разным направлениям 40 единиц транспорта с ядерными материалами.
«Центральная площадка Аварийно-технического центра «Росатома» находится в Санкт-Петербурге, а по всей стране есть филиалы, — говорит Сергей Райков. Они нужны, чтобы подстраховать экипажи во время опасных ситуаций и не допустить, чтобы пострадала окружающая среда. Все водители, отправившиеся в рейс, понимают: случись беда — в любой точке страны им придут на помощь. Для нас предмет особой гордости то, что наши аварийные службы оттачивают мастерство только на учениях и тренировках. Им ни разу не пришлось работать в реальной ЧС».
Слова Сергея Райкова подтверждает и зампред комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов. В своем докладе он сообщил, что за более чем 70‑летнюю историю массовых перевозок радиоактивных материалов в стране не было ни одного случая серьезного радиологического воздействия. «Это свидетельство высочайшего уровня безопасности в атомной отрасли, — подчеркнул он. — Это труд десятков тысяч людей — инженеров, рабочих, организаторов атомной отрасли, развитие которой поддерживается президентом и правительством России. Совет Федерации продолжит оказывать содействие «Росатому» в области развития ядерной энергетики в нашей стране и за рубежом, в том числе в принятии всех возможных мер, направленных на повышение безопасности транспортирования радиоактивных материалов».
Для участников и гостей форума был организован техтур в Аварийно-технический центр. Подразделение создано для аварийно-спасательных и других неотложных работ при радиационных авариях. Входит в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На базе АТЦ «Росатома» действует учебно-методический центр подготовки спасателей «Атомспас».
СПРАВКА
Департамент по ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности «Росатома» отвечает за организацию и обеспечение безопасности транспортирования ядерных и других радиоактивных материалов. Участвует в разработке норм и правил перевозок, проводит экспертизы безопасности и сертификацию транспортных упаковочных комплектов, обеспечивает аварийную готовность к ликвидации последствий аварий при перевозках радиоактивных материалов. Федеральные правила по ядерной и радиационной безопасности при перевозках радиоактивных материалов на всех видах транспорта соответствуют рекомендациям МАГАТЭ.