Переводчик с атомного: как обучают атомщиков для зарубежных проектов «Росатома»

В Нововоронежском филиале Технической академии «Росатома» обучают специалистов для АЭС «Руппур», «Эль-Дабаа» и «Аккую», а в марте к занятиям приступили и атомщики из Китая — ​с АЭС «Сюйдапу». Переводчик и специалист по международной деятельности Ольга Мануковская, сотрудничающая с атомщиками из Бангладеш, рассказала «СР», что отличает студентов из этой страны и зачем для них составили отдельное меню.

— Вы третий год работаете с иностранными атомщиками, знаете несколько языков. Как вы стали переводчиком?

— Интересовалась языками со школы, в 2010 году поступила в Воронежский педагогический университет на факультет иностранных языков. Год жила в Чунцине, посещала языковые курсы в Юго-Западном университете. Когда приехала в Китай, не знала ничего, кроме «ни хао», то есть «привет», поэтому попала в группу для новичков. Пять дней в неделю плотно занималась китайским: говорением, аудированием, письмом. Я, кстати, там и английский хорошо подтянула — ​до этого не приходилось так много общаться с иностранцами. Сдала экзамен по китайскому HSK 4, это аналог уровня В2 Общеевропейской шкалы языковых компетенций. И вернулась в свой университет, где изучала английский и немецкий.

— А где работали до «Росатома»?

— Четыре года в частной языковой школе «Мариоль» в Воронеже, преподавала английский и китайский. Учила в основном детей.

— Почему из частной школы перешли в «Росатом»?

— В Технической академии «Росатома» в Нововоронеже в 2019 году было подразделение, которое называлось группа приема. Туда потребовался человек, который встречал бы иностранных студентов в аэропорту, отвозил в гостиницу, помогал с бытовыми проблемами, водил в поликлинику. После реструктуризации я перешла в отдел лингвистического сопровождения проектов, где и работаю по сей день.

— Расскажите подробнее об отделе. Чем он занимается?

— Нас больше 30 человек. Мы часть лингвистического центра. У академии несколько филиалов: в Нововоронеже, Обнинске и Санкт-Петербурге. Наш отдел задействован в подготовке персонала для АЭС «Руппур» в Бангладеш и АЭС «Эль-Дабаа» в Египте. Мы обеспечиваем лингвистическое сопровождение на аудиторных, практических, тренажерных занятиях, а потом — ​на рабочих местах на станции. Также переводим учебно-методическую документацию.

— Какова ваша роль в этом проекте?

— Сама я не преподаю, но являюсь непосредственным участником обучения. Занятия для групп из Бангладеш ведутся на английском. Я перевожу устно и письменно. Устный перевод — ​это работа в паре с инструктором на аудиторных занятиях. Письменный — ​перевод учебных материалов. Бангладешский проект — ​полностью англоязычный. А турецкие студенты, например, обучаются на русском.

— Но ведь это технический английский. Как человек с гуманитарным образованием может справиться со множеством терминов?

— Это действительно сложно. Темы разные: и охрана труда, и физика ядерных реакторов. Чтобы иметь базу знаний, читаю учебники физики, химии, справочники по электрическому оборудованию, автоматизированным системам управления технологическим процессом. Сейчас мне уже многое понятно. А вначале много времени уходило на подготовку.

— Какие они, студенты из Бангладеш?

— Разные. Зависит от специализации. Мы учим всех: от операторов-обходчиков до главного инженера станции. Из общего… Любят острую пищу, привозят с собой килограммы специй. В нашей столовой для них разработали специальное меню, так как местная еда кажется им пресной. В перерывах между занятиями или по дороге на станцию могут запеть. Получается, кстати, супер. В этот момент чувствую себя героиней болливудского фильма. Все студенты очень доброжелательные, уважительно относятся к инструктору и переводчику. Не грубят, просты в общении, приглашают в гости.

— Встречаетесь в неформальной обстановке?

— В январские каникулы мы отлично провели время: беседовали, ели национальные блюда, фотографировались и играли в The 5 Second Rule. Это когда вытягиваешь карточку с заданием и за пять секунд даешь три ответа по теме. Выяснилось, что бангладешцы совсем не разбираются в автомобилях. Для них личный автомобиль — ​тяжелый люкс. При покупке нужно заплатить налог, равный стоимости еще двух машин. На лекциях инструкторы проводят аналогию с автодеталями. Теперь мы их предупреждаем, что с учащимися из Бангладеш это не работает.

— В Бангладеш при АЭС «Руппур» уже есть учебно-тренировочный центр?

— Да, очень красивый, в арабском стиле, как в мультфильме «Аладдин». Наши инструкторы и переводчики ездят туда в командировки. Там проводится значительная часть занятий, в основном на полномасштабном тренажере. Это дешевле, чем привозить студентов к нам. К тому же можно организовывать стажировки на строящейся станции. Это большой плюс — ​студенты изучают оборудование, которое будут эксплуатировать, на этапе монтажа. Могут увидеть участки, к которым потом не будет доступа.

— То есть обучение постепенно переходит на территорию Бангладеш. Что будет дальше?

— Часть нашего отдела сейчас там. С прогрессом строительства откомандируют еще больше сотрудников. Надеюсь, по завершении этого проекта появятся новые, не менее интересные.

— 10 марта в филиал на двухмесячное обучение приехала группа специалистов, которые будут работать инструкторами полномасштабного тренажера на АЭС «Сюйдапу». Для вас, наверное, это возможность попрактиковать свой китайский?

— Переводить лекции я, конечно, не буду. Я не китаист, изучение китайского — ​моя личная инициатива. К тому же у них свой переводчик. Но в ноябре прошлого года я снова начала практиковаться и готова помочь китайским специалистам по разным вопросам.

СПРАВКА

Техническая академия «Росатома» — ​отраслевой интегратор по подготовке персонала атомных станций, которые сооружаются по российским проектам в странах-партнерах. В 2018 году к академии присоединился Нововоронежский учебно-тренировочный центр «Атомтехэнерго», имеющий 45‑летний опыт подготовки персонала для зарубежных АЭС. В нем прошли обучение более 6 тыс. атомщиков из Венгрии, Финляндии, Турции, Китая, Кубы, Болгарии, Египта, Белоруссии и Бангладеш.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: