Стройплощадка БРЕСТ-ОД‑300 своими глазами
Перелет из Москвы в Сибирь — это путешествие в другое время года. Вылетала осенью, а приземлилась в разгар зимы. В Томске метель, –10°С, снега по колено. Первая мысль: как же мы по занесенной трассе до Северска доберемся? Но дороги не подкачали.
На СХК я впервые. Знала, что Северск — самый большой закрытый атомный город, население — 108 тыс. Знала, что территория комбината большая. Но одно дело знать, другое — видеть собственными глазами. Все, кто въезжает на территорию, первым делом видят баннер с изображением ОДЭК проекта «Прорыв». Мне очень повезло, потому что о ходе строительства мне рассказали главные люди на площадке: руководитель проекта по созданию БРЕСТ-300 Андрей Николаев и главный инженер ОДЭК Александр Гусев.
Андрей Николаев в рубашке с галстуком и куртке нараспашку — мороз его нисколько не пугает — с гордостью демонстрирует владения площадью 42 гектара. До начала строительства здесь был лес. Сосны рубили месяца три. Сдали государству для передачи малоимущим семьям области. С территории уже вывезли более 900 м³ земли, осталось — около 1 млн м³.
Готовность сооружений первой очереди — 70%. Александр Гусев говорит, что 120 тыс. м³ бетона залили, нужно еще 30 тыс. м³. Свой бетонный заводик поставили неподалеку. «Сокращаем сроки протекания процесса. До ближайшего производства 20 км. Туда-сюда 40 получается. А так — всего 1 км»,— поясняет Александр Гусев. У СХК заключены договоры еще с четырьмя бетонными заводами — их привлекают для сложных операций, когда идет круглосуточная заливка.
Главный инженер ОДЭК на площадке без выходных, с 8:00 до 22:00. Здесь круглосуточно трудятся 850–900 человек, и чтобы работа шла как часы, нужно держать все под личным
контролем. Рядом со зданием модуля фабрикации топлива стоят четыре патриотичных крана — на каждом российский флаг. Само здание — 200 м в длину, 30 в ширину и 21 м в высоту. Как если бы на территории поставили самый мощный в мире атомный ледокол «50 лет Победы».
Это мне напомнило «Маяк». Там есть такие гигантские здания, где сотрудники могут годами не встречаться. «Здесь примерно то же самое. Будем велосипеды и скейтборды персоналу для перемещения раздавать»,— улыбается Александр Гусев. Пароотводная труба модуля фабрикации будет под 100 м. Пока можно наблюдать только ее основание. Вообще, видимые глазу строительные работы не показывают всего масштаба: под землей расположено 31 готовое сооружение из 44.
ПРОШЛЫМ ЛЕТОМ
НА ПЛОЩАДКЕ БЫЛО
МНОГО ВОДЫ, И ЭТО
СТАЛО СЕРЬЕЗНЫМ ИС-
ПЫТАНИЕМ ДЛЯ СТРОИ-
ТЕЛЕЙ. НА ПЛОЩАДКЕ
ШУТЯТ, ЧТО В ЭТОМ ГОДУ
ПОДРЯДЧИКИ ПРИВЛЕК-
ЛИ СИБИРСКИХ ШАМА-
НОВ РАЗГОНЯТЬ ТУЧИ
Рабочие приезжают вахтами, довольны зарплатой и возможностью приложить руку ко второму атомному проекту. Первую очередь сдадут в декабре 2017 года. «Устроим себе подарок на Новый год»,— улыбается главный инженер. Документы на получение лицензии на вторую очередь уже рассматривает Ростехнадзор. Строителям не терпится приступить к возведению здания №1 — центрального зала реактора. Это будет самое высокое строение на площадке — 53 м. Чуть пониже — машинный зал. «Это проект прорывной для отрасли, а для северчан он важен и потому, что обеспечит занятость тысячи высококвалифицированных специалистов,— объясняет Андрей Николаев.— Каждая такая ставка, по статистике, дает возможность открыть до трех других рабочих мест, значит, речь идет о трудоустройстве 3 тыс. человек. Вы к нам через год приезжайте, тут уже все по-другому будет!»