Доля женщин в мировой науке — около 30 %. Как достичь гендерного равновесия?
В прошлом году МАГАТЭ запустило программу имени Марии Склодовской-Кюри. 100 студенток со всего мира получили стипендии и возможность пройти стажировку в агентстве. 11 из них — из российских вузов: МИФИ, Томского и Санкт-Петербургского политехнических университетов. Мы поговорили с тремя стипендиатками, обучающимися по направлению «Ядерная физика и технологии».
11 февраля — Международный день женщин и девочек в науке, учрежденный для того, чтобы обратить внимание на проблемы гендерного баланса в этой сфере. По данным ЮНЕСКО, доля женщин в мировой науке — около 30 %. В атомной отрасли — всего 22 %, по подсчетам МАГАТЭ. Эксперты агентства отмечают, что, хотя количество женщин на руководящих технических должностях растет, этого по-прежнему недостаточно для достижения гендерного равновесия.
Во-первых, слишком мало девушек изучают естественные науки, инженерию и математику в школах и вузах. Во-вторых, есть сложности на пути к научной карьере — предвзятость по отношению к женщинам, эффект стеклянного потолка. Удивительно, но даже в такой высокоинтеллектуальной сфере многие до сих пор (сознательно или не очень) считают, что мужчины умнее, целеустремленнее и компетентнее женщин.
МАГАТЭ старается уравновесить гендерный состав и у себя (сейчас женщин в агентстве примерно треть), и в мировой атомной отрасли. Глава МАГАТЭ Рафаэль Гросси отметил: «Женщины часто не имеют равного доступа к образованию в области естественных наук, технологий, инженерии и математики. Это снижает их шансы найти работу в этих областях. Программа стипендий Марии Склодовской-Кюри дает возможность поддержать гендерный паритет в ядерной науке и технологиях».
МАГАТЭ отбирает 100 студенток и в течение двух лет перечисляет им до 10 тыс. евро в год на оплату магистерских программ и столько же на проживание. После вуза стипендиатки могут пройти в МАГАТЭ стажировку длительностью до 12 месяцев. В год старта программы, 2020-м, агентство выбирало первую сотню из более чем 550 заявок из 90 стран.
Даваасурэн Бямбацогт, Монголия
МИФИ
— Я единственная в семье получаю высшее образование, да еще сразу в такой сложной сфере. Всегда хотела изучать инженерию, но сначала планировала поступать на факультет электроэнергетики. Потом на глаза попалось несколько статей о ядерной инженерии и перспективах атомной отрасли. В Монголии большие запасы урана, но его никак не используют: нет ни атомной станции, ни исследовательского реактора. Так что многие даже не знают о существовании такой профессии — ядерный инженер. Я уверена, что когда-нибудь в Монголии построят АЭС и мои знания пригодятся. У нас в стране мало женщин занимаются наукой, особенно в сферах, связанных с атомом. Физика и математика — сложные дисциплины, но, если ты действительно хочешь этим заниматься, нет ничего невозможного.
Ифеома Увом, Нигерия
МИФИ
— Я работаю в Комиссии по атомной энергии Нигерии, у нас нет АЭС, но есть исследовательский реактор и скоро построят еще один. По первому образованию я химик и в ядерной энергетике особо не разбиралась. Поняла, что нужно подтянуть знания в этой сфере, и решила поступить в МИФИ. Сомнений в выборе не было, ведь, когда думаешь об атомной энергетике, первое, что приходит в голову, — Россия. После учебы мне бы хотелось пройти стажировку еще в какой-нибудь стране, и в этом мне очень поможет стипендия МАГАТЭ.
Программы для женщин — отличная возможность вдохновить на изучение науки. Нас в этой сфере должно быть гораздо больше, ведь женщины ничем не хуже мужчин: мы такие же умные и целеустремленные. Главное — упорство. Если наука — то, чего ты действительно хочешь, нужно идти к своей цели, несмотря ни на что.
Возможно, стоит привлекать девушек к научным занятиям с самой школы. В Нигерии есть программа Catch them young, «Поймать их молодыми». Специалисты ходят по школам и рассказывают детям о разных профессиях. Я бы хотела развивать эту инициативу, чтобы девочки вдохновлялись наукой и знали, куда обратиться за помощью и советом.
Екатерина Щеглова, Россия
ТПУ
— Я учусь на первом курсе англоязычной магистратуры. Специально выбрала программу на английском, чтобы было больше шансов получить после университета работу за рубежом. Ну и сам по себе английский необходим, учеба — отличный способ его совершенствовать.
В школе я училась в физматклассе и, когда пришло время выбирать специальность, твердо решила, что это будет инженерное образование. Родители мне всегда говорили, что инженеры много зарабатывают, что это престижно. Хотя сами они без высшего образования, с рабочими специальностями.
Я приехала из поселка под Читой, из обычной общеобразовательной школы. У меня не было никаких выдающихся способностей в математике и физике. Моим одногруппникам, окончившим профильные лицеи и гимназии, все давалось легче. Я не чувствовала себя с ними наравне, бывало, хотелось все бросить. Но потом поняла, что надо просто тянуться вверх. Помогло упорство и много бессонных ночей за учебниками.
Раньше я не задумывалась о том, что инженерия — это «мужское» направление. И очень удивилась, когда пришла на первую лекцию и увидела, что из 90 студентов было максимум 20 девочек. Девушек в науке и инженерии действительно не хватает, хотя мы ничем не отличаемся от мужчин. В каком-то смысле мы даже более организованные и более собранные.