Как «Росатом» планирует превратить отходы в доходы

В ноябре Uranium One поставила первые 3 тыс. т топливных пеллет в Италию. Это один из новых бизнесов «Росатома», часть стратегии развития низкоуглеродной энергетики. Почему в мире растет спрос на пеллеты и как отходы превратить в доходы, выясняла «СР».

Отходы в дело

Пеллеты, ставшие в последнее десятилетие трендом на рынке биотоплива, представляют собой гранулы из отходов лесной и деревообрабатывающей промышленности, а также сельского хозяйства. Таких отходов много: при лесозаготовке, например, — ​до 60 %, при деревообработке — ​около 30 %. Чаще всего их сжигают или увозят на свалку. Первое — ​нерационально, второе — ​неэкологично: лигнин, содержащийся в древесине, почти не разлагается без специальной обработки.

Пеллеты — ​пример того, как можно убить двух зайцев. На их изготовление идет стружка, щепа, опилки, ветки, корни, неликвидная древесина, шелуха, жмых, солома. Утилизация последних — ​проблема южных регионов, где выращивают, например, подсолнечник. Сырье измельчают, сушат, прессуют, пропуская через ячейки. При сдавливании лигнин склеивает крошку. Получаются гранулы диаметром 6–8 мм и длиной до 4 см.

Главные потребители такого продукта — ​домохозяйства. Житель глубинки где-нибудь в Италии или Испании, где нет центрального отопления, но зимой бывает достаточно холодно, устанавливает котел, работающий на твердом биотопливе, и топит его пеллетами. Это выгоднее и экологичнее, чем использовать уголь: ​древесные гранулы хорошо выгорают (двухэтапный процесс подразумевает сжигание как сырья, так и выделившихся в процессе летучих газов и смол) и почти не образуют золы. Пеллеты нетрудно приобрести и удобно хранить.

В Италии, например, только частные домохозяйства используют около 1 млн котлов. На коттедж площадью 300 м2 в среднем уходит порядка 18 т гранул в год. Но отапливать пеллетами можно и склады, и магазины, и производственные цеха — ​есть оборудование для помещений площадью до 3 тыс. м2.

Топливные гранулы востребованы как на европейском, так и на азиатском рынке, однако спрос имеет свои особенности. Если в Южной Европе 50 % пеллет потребляют домохозяйства — ​речь в этом случае идет о продукте премиум-класса, то в Южной Корее, например, или в Японии выше спрос на пеллеты промышленного назначения. Такие используют для генерации электроэнергии или когенерации, при которой пеллеты сжигают вместе с углем для производства электроэнергии и тепла.

«Зеленая» повестка

Uranium One работает с производителями пеллет со всей страны: от Северо-Западного федерального округа, который лидирует в России по выпуску топливных гранул, до Восточной Сибири и Дальнего Востока. Наряду с Германией и Швецией Россия — ​один из европейских лидеров по производству пеллет. Около 300 предприятий в нашей стране выпускают свыше 2 млн т топливных гранул. Однако компаний, делающих котлы для пеллет, — ​не больше 10, три из которых — ​это локализация иностранного производства. Только одно российское предприятие, нижегородский «Светлобор», выпускает синтез-газогенераторные пеллетные котлы, которые обеспечивают потребителя как теплом, так и электроэнергией. По словам директора «Светлобора» Олега Шарова, такое оборудование — ​экономичная и «зеленая» замена мини-ТЭЦ на дизельном топливе, которых в стране около 50 тыс.

95 % произведенных в России топливных гранул уходит на экспорт. Внутренний рынок невелик и развиваться, несмотря на очевидные потребности частных хозяйств, не спешит. «Люди мало знают о таком виде топлива, — ​объясняет Олег Шаров. — ​Хотя тепло от пеллет обходится в четыре раза дешевле, чем от солярки или электричества, и в два раза дешевле, чем от сжиженного газа. Вторая проблема — ​пеллеты используют в малопригодных для них твердотопливных котлах. Там другой температурный режим, на стенках оседает сажа, деготь. Есть и другие трудности — ​с неотработанной логистикой, например, с большой кубатурой пеллет, но именно косность, на мой взгляд, главное препятствие».

Специалисты связывают медленное развитие внутреннего рынка пеллет и с отсутствием административного драйвера — ​правительственных мер, ограничивающих потребление ископаемого топлива. Так, в Японии, Южной Корее и Китае на фоне долгосрочных планов по сокращению использования угля наблюдается рост спроса на пеллеты. «Зеленая» повестка и связанные с этим меры стимулируют спрос и в странах ЕС. Во многом потребление в Европе набирает обороты за счет промышленных предприятий, которые переходят на «зеленую» энергетику полностью или частично. Выбросы СО2 при сжигании пеллет на единицу производства энергии на 85–91 % меньше, чем от угля или газа.

Вместо угля

Потребность мирового рынка в пеллетах составляет 35 млн т в год и, согласно прогнозам, к 2030 году вырастет до 100 млн т. В странах Евросоюза спрос повышается в среднем на 10 % ежегодно, хотя его притормозили две необычно теплые зимы и ситуация с COVID‑19. Дефицит пеллет на европейском рынке на сегодняшний день оценивается в 10–12 млн т, потенциал российского производства — ​минимум в 6 млн т ежегодно.

В ближайшие два десятилетия будет расти потребление всех возобновляемых источников энергии. Согласно совместному прогнозу Института энергетических исследований РАН и Центра энергетики Московской школы управления «Сколково», наибольший прирост ожидается в секторе твердой биомассы и отходов. Однако место пеллет на энергетическом рынке остается предметом споров, хотя эксперты признают, что топливные гранулы — ​одна из альтернатив традиционным видам топлива как минимум в масштабах частных хозяйств и небольших предприятий. Директор по операционной работе кластера энергоэффективных технологий фонда «Сколково» Олег Перцовский считает пеллеты хорошим примером малой энергетики: «Пеллетами и вообще биотопливом реально отапливать отдельные дома или даже поселки, как это происходит, например, в Германии и ряде других европейских стран. Но вряд ли это возможно в Мюнхене или Франкфурте. Это локальная, но важная история, которая, безусловно, имеет полное право быть частью того, что сегодня называют energy mix».

Из первых рук

Uranium One начала трейдинг древесных пеллет в конце 2019 года с пилотных поставок в Финляндию и Великобританию. В этом году компания вышла на рынки Дании, Италии и планирует отгрузки пеллет в Южную Корею. Уже подписаны контракты на 2021 год на 60 тыс. т топливных гранул. По словам президента Uranium One Андрея Шутова, компания также планирует развивать трейдинг на спотовом рынке — ​в этом случае действуют условия немедленной оплаты и поставки товара.

«Мы готовимся к заключению долгосрочных контрактов, — ​говорит он. — ​Для этого компания прорабатывает перспективы формирования всей цепочки создания стоимости: от контроля качества сырья до выстраивания логистической инфраструктуры и организации дистрибуции на рынке».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: