Пандемия подняла цену на уран

Часть крупных урановых рудников в мире закрыта – временно или на неопределенный срок, на других производство сократилось. В ответ цены на уран на спотовом рынке выросли.

Казахстан, который произвел в 2019 году более 42% мирового объема закиси-окиси, 7 апреля заявил, что снизит производство на своих рудниках из-за уменьшения количества персонала. Меры будут действовать в течение трех месяцев. Компания ожидает, что объем уранового производства Казахстана в 2020 году снизится на не более, чем 4000 т. Ранее объем производства в Казахстане оценивался в 22 750–22 800 т урана в год.

Cameco в ответ на заявление «Казатомпрома» заявила, что потенциально может недополучить до 600 тыс. фунтов (чуть более 272 т) закиси-окиси. Казахстанский рудник Инкай – последний действующий проект канадской компании. В марте канадская компания заявила, что на четыре недели переводит Сигар-Лейк – самый крупный в мире (6900 т урана в 2019 году) и единственный работающий рудник компании в Канаде – в режим консервации. В апреле Cameco продлила консервацию на неопределенный срок, окончание которого будет зависеть от эпидемиологической обстановки и указаний регулятора.

В начале апреле Cameco также объявила, что приостанавливает примерно на четыре недели производство на своем конверсионном заводе в Порт-Хоуп. Компания планирует, насколько это возможно, использовать время остановки для проведения ремонта, ранее запланированного на лето.

В связи с консервацией Сигар-Лейк французская Orano объявила о приостановке производства на заводе в МакКлин-Лейк, где перерабатывается руда с Сигар-Лейк – сначала на те же четыре недели, а потом – на неопределенный срок.

Правительство Намибии объявило карантин в провинциях Комас и Эронго с 27 марта до 16 апреля. Распоряжение затронуло деятельность предприятий Rössing и Husab. Суммарно в 2019 году они произвели около 6000 т урана. Оба они находятся в провинции Эронго. «С 28 марта 2020 года урановый рудник «Рессинг» прекратит нормальную добычу полезных ископаемых и вступит в период минимальной добычи полезных ископаемых. В качестве меры безопасности будут продолжены критические работы по техническому обслуживанию», – говорится на сайте компании. C 17 апреля карантин был распространен по всей стране и продлен до 4 мая.

На предприятиях уранового холдинга «АРМЗ» останавливать производство не стали, но сократили количество персонала. На «Хиагде» приняли решение о продлении срока вахты действующей смены на месяц, чтобы исключить попадание коронавируса с сотрудниками новой смены.

«Если ситуация повлияет на добычу урана или поставку материала, то производственные решения «Казатомпрома» и его контрактные обязательства будут гарантированы запасами (остатками готовой продукции)», – заверила компания в мартовском релизе. По ее информации, на 31 декабря 2019 года остатки готовой продукции составили более 8500 т урана, что соответствует примерно восьмимесячному объему производства компании на 2020 год пропорционально доле владения.

Цена на уран на спотовом рынке, по данным UxC на 30 марта 2020 года, за март приподнялась с 24,8 до 27,62 долларов за фунт закиси-окиси. Заявление «Казатомпрома» о потенциальном уходе с рынка «до 4000 т урана» подняло цену до 28,88 долларов за фунт. Апрельское заявление Cameco о продлении консервации Сигар-Лейк на неопределенный срок подняло цену с 29,75 долларов (итоги сделок 13 апреля) до 31,38 за фунт (итоги сделок 14 апреля). Затем цена продолжила расти: по итогам продаж 22 апреля фунт закиси-окиси на спотовом рынке стоил 32,88 доллара.

Цену может подогревать Cameco: в марте, по данным UxC, это был крупнейший покупатель. После консервации Сигар-Лейк собственного производства у канадской компании не осталось: уран с казахстанского Инкая учитывается как покупной. Как следствие, компания должна компенсировать выпавшие объемы производства покупками.

«Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что закрытие рудников снизит добычу урана в 2020 году и поможет «убрать» часть запасов, оказывающих давление», — сообщила «Интерфаксу» старший вице-президент по политике ведущей мировой отраслевой консалтинговой компании UxC Анна Брындза.

C ней согласен и первый заместитель генерального директора по стратегии «Техснабэкспорта» Андрей Товстенко. По его словам, из-за ограничений, связанных с распространением COVID-19, сокращается и добыча уранового сырья. «Прекращение добычи на крупнейшем в мире урановом руднике Сигар-Лейк на неопределенный срок и аналогичные ограничения, введенные на рудниках в Намибии и Казахстане, логичным образом привели к росту спотовых котировок на природный уран за последний месяц более чем на 25%. 14 апреля спотовая цена пробила психологически важный уровень в 30 долларов за фунт закиси-окиси. Полагаю, что динамика цен в ближайшие месяцы будет сильно зависеть от длительности введенных из-за COVID-19 ограничений», – заявил Андрей Товстенко.

Впрочем, вопрос в том, насколько именно снизится добыча в текущем году. Законсервированные рудники смогут буквально за несколько месяцев вернуться к прежним объемам добычи и частично компенсировать временное снижение. Даже «Казатомпром» в своем релизе отметил, что точные цифры могут отличаться от прогноза. Сокращение в итоге может оказаться меньше, чем можно было бы спрогнозировать, исходя из средних значений по добыче и количеству дней остановленного или сниженного производства. Прогноз по году давать пока невозможно, так как непонятны ни сроки прекращения пандемии в разных странах, ни реакция властей и владельцев рудников на текущую ситуацию.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: