Как обойти конкурентов

В День науки Сергей Кириенко стал почетным доктором Курчатовского института. В благодарственной речи гендиректор «Росатома» сразу отметил: «Я адекватно оцениваю эту награду. Она не лично мне, а всему огромному коллективу отрасли. А получить признание научного совета института имени основателя атомной отрасли СССР и России очень почетно».

У Сергея Кириенко много воспоминаний о «Курчатнике»: в 2006 году, через два месяца после прихода в отрасль, он приехал сюда посоветоваться с опытными экспертами. Перед атомпромом стояла задача воссоздать легендарный Минсредмаш в новых исторических условиях.
«10 лет назад было много сомнений: нужна ли атомная отрасль, насколько она конкурентоспособна, не все ли потеряно в паузе 1990-х, позволят ли нам доcтичь своих целей конкуренты? – рассказывал Сергей Кириенко. — По прошествии этих лет на все вопросы можно ответить положительно. Атомная энергетика находит место в энергобалансе многих стран, потому что у нее есть преимущества перед другими видам генерации. Мы обошли конкурентов во многих вопросах и построили уникальную компанию».

Строить с нуля

Одной из главных задач середины 2000-х было заново выстроить промышленную цепочку: добыча, переработка и обогащение, фабрикация, машиностроение, строительство и эксплуатация, вывод из эксплуатации. «Мало кто помнит, — говорит Сергей Кириенко, — но в тот момент в государственной собственности не было ни одного уранового месторождения или машиностроительного завода — все пришлось выкупать и восстанавливать цепочку».
С начала реформы атомной отрасли за счет покупки месторождений за границей в пять раз были увеличены запасы урана. В кризисные 2008 — 2009 годы «Росатом» выгодно приобрел активы в Казахстане, Канаде, Австралии и США. «Сегодня порядка 20 % урановых ресурсов США принадлежит нам, правда, пока они не самые рентабельные, не такие, как в Казахстане или Африке», — комментирует глава госкорпорации. Совокупная себестоимость добычи на урановых площадках «Росатома» с 2006 года снизилась в четыре раза.
Существенно выросло атомное машиностроение: если в 2005 — 2006 году в России делали один-два комплекта тяжелого оборудования для АЭС, то сегодня промышленность способна выдавать четыре – пять комплектов в год. Только часть предприятий машиностроительного комплекса принадлежит «Росатому». Сергей Кириенко пояснил стратегию: заводы покупали, если недоставало звена в производственной цепочке или если надо было создать конкурентную среду. «При такой конкуренции и себестоимости мы можем размещать многомиллиардные заказы. Кстати, стоимость закупки удалось снизить. В 2015 году комплект длинноциклового оборудования для АЭС в абсолютных ценах мы купили на 11% дешевле, чем в 2007 году. Если добавить инфляцию за эти годы, будет более чем на 80 % дешевле. Это, может, не нравится нашим производителям, но я лично этим горжусь, — добавляет Сергей Кириенко. — Думаю, производители должны остаться довольны объемом наших заказов».
Также практически с нуля восстанавливали инжинирнг. Гендиректор поделился впечатлениями от недавнего посещения Ростовской АЭС: «Бригада сварщиков проходила инструктаж по сварке труб ГЦТ в комнате 3D-моделирования. Перед ними выстраивалась трехмерная модель ГЦТ, и мастер объяснял им задачу. Только при таких условиях можно обеспечить современные скорости стройки».

— В атомной отрасли главное не природные запасы и даже не уникальные станки и сооружения — главным является знания и интеллект людей.Сергей Кириенко

Нет нерешаемых проблем

«Росатом» — чемпион по международным контрактам: СССР работал с 34 странами, Россия в начале 2000-х – с 20, а сегодня — с 50 странами. Однако еще 10 лет назад, после приватизации, атмосфера в отрасли царила безрадостная. К примеру, «Атомстройэкспорт» попал в частные руки и был фактически доведен до банкротства. «Росатом» вернул компанию под свое крыло. Полностью был потерян рынок топлива в Восточной Европе, и с окончанием контракта ВОУ-НОУ за ним последовал бы мировой рынок обогащения. Но и здесь «Росатом» решил проблемы, создав комплексное предложение, превзойти которое конкурентам не под силу. «Росатом» может не только строить АЭС, но и обучать персонал для них, поставлять топливо, перерабатывать ОЯТ и заниматься реабилитацией объектов на заключительной стадии жизненного цикла.
В конце выступления Сергей Кириенко подчеркнул: все принятые меры дали рост производительности в атомной отрасли в 4,5 раза. «Мы подтвердили, что для слаженной работы с четко сформулированными амбициозными целями и выстроенной системой управления ими нерешаемых проблем не существует, — сказал руководитель «Росатома». — История атомной отрасли СССР и России это доказывает. Так было все 70 лет, и, я уверен, так будет дальше».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: