Не замыкаться в себе: как уберечь Арктику от человека

Как доходчиво объяснить всем, от школьника до профессора, суть технологии замыкания ядерного топливного цикла, как уберечь Арктику от человека и где готовят медицинских физиков, обсудили в Москве на общественном совете «Росатома». Резюме: политика открытости работает, но стоит быть еще ближе к людям.
«И сегодня, и завтра нам предстоит решить много задач. Они множатся, каждая подгоняет нас, но найденные решения делают нас сильнее, — открыл заседание председатель общественного совета, гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев. — Прошу вас быть с нами и дальше».
WAW и письмо профессора
Сначала обсудили итоги «Мировой атомной недели» (World Atomic Week, WAW). Директор департамента глобального развития «Росатома» Александр Власов привел цифры: в общей сложности в форуме участвовали 40 тыс. человек из 119 стран, включая Россию, — и то и другое рекорд. Молодежная программа охватила 25 тыс. человек. Проведено 40 мероприятий. На деловой программе выступили более 400 спикеров, в том числе члены общественного совета. Подписано более 50 документов с зарубежными партнерами: контракт по обращению с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) с Белорусской АЭС, соглашения и дорожные карты о сооружении АЭС в Иране и Эфиопии, АЭС малой мощности в Мьянме. Ряд договоренностей касается «вдохновленных атомом» цифровых решений, аддитивных технологий, композитных материалов, накопителей энергии. Рефреном на WAW звучал тезис о необходимости замкнутого ядерного топливного цикла (ЗЯТЦ) с переработкой ОЯТ и двухкомпонентной системой тепловых и быстрых реакторов.
«Мы убеждены, что общественный совет «Росатома» вносит значимый вклад в популяризацию атомных технологий, и приветствуем ваше широкое участие в мероприятиях госкорпорации в России и за рубежом», — подчеркнул Александр Власов. Его немедленно поймали на слове — настоятельно попросили информировать членов совета обо всех подобных мероприятиях.
Заместитель председателя общественного совета, первый заместитель гендиректора «Росатома» по операционному управлению Александр Локшин заметил, что непонимание сути ЗЯТЦ встречается даже среди высокообразованных людей, и сослался на письмо одного профессора. В тиражировании быстрых реакторов тот ошибочно увидел расширение использования плутония и обогащенного урана. Однако именно рециклинг ОЯТ, возвращение плутония в топливный цикл — безальтернативный инструмент переработки подконтрольных материалов и поддержки политики нераспространения. «То есть нам еще работать и работать», — заключил Александр Локшин.
Ускорение ядерной медицины
О высокотехнологичной и ядерной медицине доложил заместитель гендиректора компании «Росатом Наука» Петр Зеленов. В производстве изотопов планируется развитие следующего передела — изготовление радиофармацевтических лекарственных препаратов, для этого строится завод в Обнинске. Интенсифицируется производство циклотронов и других ускорителей, брахитерапевтических комплексов. Развиваются и нелучевые технологии — например, клеточные принтеры для печати органов и тканей человека. Отрабатываются технологии для онкогематологии (на клетки крови «высаживается» антивирус и обучает лейкоциты узнавать и уничтожать опухоли). Рассматривается экспорт лучших приборов высокотехнологичной медицины, тем более что их цена позволяет конкурировать с зарубежными производителями. По ряду позиций достигнута технологическая независимость. Идет совместная с Минздравом работа: вывод на рынок радиофармацевтических лекарственных препаратов и медицинских приборов, внесение в клинические рекомендации и формирование медико-технических требований.
Отдельно члены совета обсудили кадры. Петр Зеленов заверил, что новый завод в Обнинске и другие предприятия будут в полной мере обеспечены медицинскими физиками. Их готовят Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Томский политехнический университет, медуниверситеты в Самаре и Нижнем Новгороде.
Человек в Арктике
Член общественного совета «Росатома» директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Александр Макаров рассказал о системе экомониторинга в Арктике. Растет грузопоток, увеличивается флот, развивается инфраструктура. Техногенное воздействие усугубляется глобальным потеплением, необходимо следить за многолетне-мерзлыми породами. Долгие годы они служили основанием для зданий и сооружений, но теперь могут терять несущую способность. Система мониторинга, которую развивает ААНИИ, — инструмент для выявления изменений в состоянии природной среды, который помогает вырабатывать ответные меры на изменения экологического состояния, в том числе корректировать деятельность человека, чтобы давление на экосистему не росло критически. Предложения о развитии системы направлены в правительство.
Членов совета заинтересовала степень технологической независимости оборудования, техники, даже предметов одежды и экипировки полярников. Поле деятельности здесь так же широко, как сама Арктика, признал Александр Макаров. Нет надежной российской арктической обуви, хороших тканей, утеплителей, мембран и даже молний. С этой проблемой, если ее не решат, столкнется и «Росатом», который планирует направлять в Арктику все больше сотрудников.

Марина Кирдакова
Директор департамента по взаимодействию с регионами, ответственный секретарь общественного совета «Росатома»
— Общественное мнение — лимитирующий фактор для атомной отрасли. Без него невозможно строительство и развитие новых объектов. В принципе само существование и будущее атомной отрасли — это вопрос общественного консенсуса. А обществу важна полная открытость и прозрачность.
Благодаря политике открытости за 20 лет нам удалось добиться кардинальных изменений: еще в 2007‑м атомную энергетику одобряли лишь 33 % россиян, а в последние три года цифра держится в районе 80 %. Это результат целенаправленной работы «Росатома». Одним из первых значимых шагов на этом пути стало решение Сергея Кириенко о создании в 2006 году общественного совета, который он лично возглавил, обеспечив данному институту статус фронтира в работе с людьми. В совет вошли ветераны отрасли, ученые и общественники, в том числе оппозиционно настроенные экологи.
Сегодня «Росатом» идет в регионы России и строит АЭС в странах, где их раньше не было. Грамотный диалог с живущими там людьми, формирование доверия — одна из приоритетных задач, в решении которой госкорпорация рассчитывает на действенное участие общественного совета.