Хлам искусств: секреты гаражного инжиниринга

В кастом­-клубе «Простые парни» переделывают или вовсе собирают из железного хлама автомобили, мотоциклы, мопеды, велосипеды. О прыгающей «Волге», тонкостях работы в гараже и трех правилах кастомайзеров из Соснового Бора рассказывает основатель клуба Александр Нечаев.

Мечта детства

Кастомайзинг — ​это не просто покраска или тюнинг. Это большая инженерная и изобретательская работа. Умельцы проектируют и изготавливают необычные детали, добавляют необычные функции или вообще с нуля собирают уникальные автомобили, мотоциклы, мопеды — ​было бы время и материалы. Таких эксклюзивных транспортных средств «Простые парни» сконструировали больше двух десятков.

Проект «Вятка-автомат» на основе первого советского мотороллера

Клуб существует с 2020 года. Четверо из шести его членов — ​атомщики. Кто-то работает на Ленинградской АЭС, кто-то — ​в «Радоне», а один из основателей объединения Александр Нечаев — ​инженер Научно-исследовательского технологического института.

«Все началось с баловства, — ​вспоминает он. — ​В детстве я видел в клипах на MTV прыгающие машины — ​лоурайдеры. Этот образ мне очень запомнился, и я мечтал сделать такую же. Пока учился и работал, разобрался в инженерной части и семь лет назад сделал прыгающую «Волгу». Параллельно делился фишечками в соцсетях, общался с автолюбителями — ​так мы и сдружились. Сначала занимались автомобилями, потом перешли на мотоциклы, мопеды и велосипеды — ​они бюджетнее и занимают меньше места в гараже».

Мотоцикл «Прыщ»
Три правила клуба

Кастомизация в принципе обходится дорого, проекты в коммерческих мастерских со специализированным оборудованием, всевозможными станками не всем по карману. Первое же правило «Простых парней» — ​делать максимально дешево. В гаражном клубе в основном переделывают отечественные автомобили и мотоциклы простыми методами. «Работаешь ты с велосипедом, — ​приводит пример Александр Нечаев. — ​Захотел руль, которого нет в магазинах. Чтобы его сделать, нужен трубогиб, а это дорого. Значит, пользуемся старыми технологиями: засыпаем в трубу песок, нагреваем и гнем — ​результат тот же». Так ребята за несколько вечеров буквально из металлолома собрали детский электровелосипед «Костыль», чтобы сын одноклубника ездил в школу.

Основатели «Простых парней» Денис Икконен и Александр Нечаев

Второе правило: главное — ​процесс. «У кастомайзера нет цели — ​только путь», — ​шутит основатель клуба. Ему с друзьями дороже возможность придумывать и работать руками, чем получать прибыль. Одним мотоциклом могут заниматься несколько лет и в итоге продать по себестоимости — ​просто чтобы не занимал место в гараже. Там уже варят, режут и собирают следующий шедевр.

Ценителей такого искусства много. На тематические выставки приезжают артисты, бизнесмены, политики. Людей привлекает индивидуальность: часть деталей создается вручную, поэтому вторую такую машину или мотоцикл не найдешь во всем мире. Ту самую прыгающую «Волгу» Александр Нечаев тоже продал — ​теперь она колесит по московским дорогам.

Та самая прыгающая «Волга»

Третье правило: постоянное обучение — ​залог успеха. Кастомайзер сам себе дизайнер, инженер, механик и сварщик. Александр Нечаев уже освоил несколько видов сварки: ручную, полуавтоматическую и дуговую, цифровые и аддитивные технологии. «Раньше, чтобы проверить какую-либо деталь, нужно было ее макетировать, например из проволоки, — ​объясняет он. — ​Сейчас все проще: строишь в «Компасе» (система проектирования. — ​«СР») модель, печатаешь на 3D-принтере, прикладываешь в нужное место. Не подошло — ​выбросил, переделал макет. Так намного проще, не надо ничего на финальном этапе дорабатывать напильником».

«Самый низкий Rigian» создавался как арт-объект, Та самая прыгающая «Волга» но в гонках занял первое место в своем классе
Большой мужской конструктор

Клуб объединяет инженеров, механиков и проектировщиков, которые после работы приходят в гараж и занимаются тем же инжинирингом. Но, по словам Александра Нечаева, от такого не устаешь: на работе — ​конкретные техзадания, а в кастомайзинге — ​простор для творчества. «Это большой мужской конструктор длиною в жизнь», — ​улыбается он.

«Фольксваген-жук», на который «Простые парни» установили двухконтурную пневмоподвеску и винтажные японские диски Work

В России большое сообщество кастомайзеров, ежегодно проходят конкурсы, чемпионаты, выставки. Главное событие года — ​Moscow Custom & Tuning Show на выставке «Мотовесна». В 2024 году мотоцикл «Прыщ» из Соснового Бора занял там третье место в категории гаражных проектов. Судей впечатлил крохотный размер «Прыща» и возможность переделки, например в снегоход. В гонке «Русская сотка» на фестивале «Мотостолица‑2024» в Санкт­-Петербурге победил мопед «Простых парней». Фишка в том, что раму для гоночного экземпляра сняли с «Риги‑22» — ​одного из самых медленных мопедов, с трудом разгонявшегося до 50 км/ч.

Кроме того, Александр Нечаев организует в Сосновом Бору «Мелюзгонки» — ​заезды на кастомных велосипедах с маленькими колесами. «СР» писала о них в начале июня.

Варка вилки для велосипеда — участника «Мелюзгонок»

Словарь

Кастомайзинг (от англ. custom — ​«заказной») — ​изменение, персонализация изделий в соответствии с предпочтениями владельца. Может заключаться в переделке конструктива, декорировании, перекраске и проч. Определяющая характеристика кастомного изделия — ​индивидуальность.

Лоурайдеры (от англ. lowrider — ​«низкий наездник») — ​модифицированные автомобили с низким дорожным просветом и регулируемой подвеской, позволяющей им «танцевать» или подпрыгивать. Субкультура лоурайдеров зародилась в Америке в 1930‑е годы и процветает до сих пор. Крутизна владельца машины обратно пропорциональна ее клиренсу. Девиз лоурайдеров — ​«Низко и медленно». Самовыражаются они и декором салонов, дисками, аэрографией.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: